Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Мосты, тоннели и строительные конструкции» | О кафедре

Кафедра «Мосты, тоннели и строительные конструкции» | О кафедре

Кафедра является одним из ведущих выпускающих технических структурных подразделений МАДИ, пользуется авторитетом среди проектных, производственных, научных организаций, строительных вузов Российской Федерации и зарубежья.

Кафедра Мостов была основана в 1932 г. выдающимся ученым и педагогом д.т.н. проф. Гибшманом Е.Е., который возглавлял ее до 1973 г. В последующие годы кафедрой заведовали проф. Гибшман М.Е., доц. Глинка Н.Н., проф. Саламахин П.М., проф. Потапкин А.А., проф. Маковский Л.В. В настоящее время кафедрой руководит проф. Агеев В.Д.

Кафедра Мостов была основана в 1932 г. выдающимся ученым и педагогом д.т.н. проф. Гибшманом Е.Е., который возглавлял ее до 1973 г. В последующие годы кафедрой заведовали проф. Гибшман М.Е., доц. Глинка Н.Н., проф. Саламахин П.М., проф. Потапкин А.А., проф. Маковский Л.В. В настоящее время кафедрой руководит проф. Агеев В.Д.

Лабораторией испытано более 700 мостов на территории г. Москвы, Российской Федерации и стран бывшего СССР.

Общий вид Москворецкого моста.

был возведен в 1937 году по проекту профессора кафедры «Мосты и тоннели» МАДИ Вячеслава Кириллова.

А оригинальный проект усиления его несущих арочных конструкций выполнен под руководством выпускника МАДИ, известного специалиста в области проектирования транспортных сооружений Владимира Решетникова.

В 2020 г сотрудники кафедры провели статические и динамические испытания и оценили возможность проезда по мосту военной техники, участвующей в параде Победы на Красной площади после его капитального ремонта.

Среди них такие уникальные мостовые сооружения, как Бородинский, Строгинский, Нагатинский мосты через р. Москву, Рижская и Русаковская эстакады в г. Москве, мостовые сооружения в городах Череповец, Нижний Новгород, Уральск, внеклассные мосты через р. Волгу в г. Костроме и г. Саратове, в г. Брянске через р. Десну, через р. Аму-Дарью, мост «Багратион» в Москва — Сити, мост «Живописный» (испытание проводил ОА ЦНИИС с участием преподавателей кафедры), ряд мостов Третьего транспортного кольца г. Москвы, эстакада к новой взлетно-посадочной полосе в Международном аэропорту Шереметьево (МАШ), статические и динамические испытания Москворецкого моста с оценкой пропуска тяжелой военной техники, а также конструкции Кремлевского дворца съездов, трибуны стадиона в Лужниках и велотрека в Крылатском и др.

Авиамост

Авиамост впервые построен под рулевую дорогу и предназначен для движения по нему воздушных судов различных модификаций, буксирующего транспорта и аварийно-спасательной техники.

Длина путепровода обеспечивает пропуск под ним Шереметьевского шоссе, р. Клязьмы, патрульной дороги и инженерных коммуникаций.

Кафедра провела Государственные приемочные испытания на статическую и динамическую нагрузки.

Большую роль в развитии отечественного мостостроения сыграло применение предварительно напряженного железобетона, что обусловило необходимость учета длительных деформаций ползучести бетона и как результат разработка практических методов расчета мостовых конструкции на усадку и ползучесть. Кафедра Мостов и тоннелей, под руководством Гибшмана Е.Е., была в авангарде этих исследований. Выдающимся достижением кафедры было строительство первого в Европе автодорожного моста через р. Ахтуба из керамзитожелезобетона с предварительно-напряженной арматурой.

В 2015 г. кафедра «Мосты и транспортные тоннели» была объединена с кафедрой «Здания и сооружения дорожного сервиса». На объединенной кафедре «Мосты, тоннели и строительные конструкции» ведется большая учебно-методическая и научная работа, осуществляется подготовка специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов строительных специальностей (в том числе иностранных), издаются учебники, учебные и методические пособия. Научные исследования касаются совершенствования конструктивно-технологический решений и методов расчета транспортных сооружений, разработки автоматизированных систем проектирования с использованием современных компьютерных технологий и др.

Исторические корни научных идей и методической концепции современной кафедры «Мосты, тоннели и строительные конструкции» берут своё начало с 30-х...40-х годов 20-го столетия от кафедр — прародительниц «Мосты и тоннели» и «Строительное производство и конструкции». Коллектив кафедры свято чтит традиции и опыт предыдущих поколений, преподавателей и сотрудников, поддерживает и развивает в новых условиях методику обучения, совершенствует формы и методы проведения научных исследований, чтобы обеспечить высокий уровень подготовки в области мосто- и тоннелестроения.

В разные годы на кафедрах работали известные ученые и педагоги Калмыков Н.Я., Поливанов Н.И., Кириллов, В.С., Хлебников Е.А., Иванов-Дятлов И.Г., Кочетков Д.И., Жданов А.П., Агеев Д.Н., Дубинский В.Г., Пащенко В.А., Глинка Н.Н.,Вейнблат Б.М., Замахаев В.М., Слободчиков А.Я., Зверев С.А. Стрелецкий Д.Н., Деллос К.П., Саламахин П.М.. Потапкин А.А., Попов Г.И., Серых Р.Л. и др., а также преподаватели следующих поколений: Воля О.В., Соломенцева Н.С., Леонов В.П., Шестоперов В.С., Самовольнов М.П., Курлянд В.Г., Попов В.И.. Важную роль на кафедре играли сотрудники учебно-вспомогательного персонала: Герасимова Э.Н., Самовольнова (Тихачева) И.С., Борзенко Л.П., Пыхов А.А.

Кафедра гордится своими выпускниками, некоторые из которых стояли во главе строительно-транспортной отрасли:

  • Скворцов О.А.- зам.министра транспорта,
  • Панкина С.Ф.- директор Мосинжпроекта,
  • Сахарова И.Д.- зам. начальника Союздорнии,
  • Щекудов Е.В.- начальник отделения Тоннелей и метрополитенов ОАО ЦНИИС,
  • Новак В.В., — заслуженный строитель России, и др.;

Остаются в строю и профессионально востребованы:

  • Решетников В.Г.- гл. инженер Союздорпроекта,
  • Мозалев С.В.- исполнительный директор ассоциации мостостроителей России,
  • Новак Ю.В.- зам. ген. директора АО ЦНИИС,
  • Шестериков В.И.- гл. инженер РОСДОРНИИ,
  • Егорушкин Ю.М.- научный работник и др.

Дальнейшее развитие кафедра связывает с организацией целевой подготовки студентов по заказам производства, с совершенствованием материальной учебно-лабораторной базы, с более широким внедрением в учебный процесс современных информационных технологий (ТИМ/BIM).

Кадровый потенциал кафедры

В настоящее время на кафедре трудятся 27 преподавателей и 5 сотрудников, среди которых как опытные профессора, доценты, старшие преподаватели, так и молодые ассистенты и инженеры. С учёными степенями и званиями — 61%. Средний возраст — 51 год.

Сегодня в коллективе кафедры трудятся потомственные преподаватели строительных наук, во втором — третьем — четвертом поколениях династий мостовиков, тоннельщиков и строителей.

В учебном процессе задействованы пять представителей работодателей, которые отдают часть своего времени и сил для подготовки будущих мосто- и тоннелестроителей.

Общий объем учебной нагрузки очной формы обучения составляет ̴ 17 600 час. (21 ставка ППС).

Членами отраслевых академий являются следующие преподаватели:

  • д.т.н. профессор Васильев А.И. действительный член Академии транспорта, действительный член Академии контроля качества;
  • к.т.н. профессор Маковский Л.В. член-корреспондент Академии естественных наук;
  • к.т.н. профессор Валиев Ш.Н. действительный член Международной Академии транспорта.

Ученые кафедры участвуют в экспертизах крупных проектов, рецензировании научных работ, диссертаций и нормативных документов, являются авторами базовых учебников, монографий и научных статей в ведущих профильных научных изданиях. Регулярно выступают на международных и всероссийских конференциях, семинарах и симпозиумах.

На протяжение последних 10 лет доц. Петрова Е.Н. по инициативе кафедры проводит на регулярной основе занятия со школьниками, будущими нашими абитуриентами. Рассказывает о мостовых и тоннельных специальностях, а для формирования инженерных навыков занимаются макетированием мостов, тоннелей и других транспортных сооружений.

Ведущие преподаватели кафедры награждены почетными знаками «Почетный дорожник России», «Почетный работник транспорта России», «Почетный транспортный строитель», «Почетный работник высшего профессионального образования России», «Почетный строитель России».

Учебная работа

В настоящее время на кафедре ведется обучение по 108 дисциплинам различного направления:

  • «Проектирование автодорожных и городских металлических и сталежелезобетонных мостов»,
  • «Строительство мостов»,
  • «Эксплуатация и реконструкция мостов и тоннелей»,
  • «Сейсмика сооружений», «Основания и фундаменты»,
  • «Архитектура автодорожных мостов»,
  • «Обследование и испытание сооружений»,
  • «Проектирование рамных и арочных мостов»,
  • «Проектирование и строительство автодорожных и городских тоннелей»,
  • «Железобетонные и металлические конструкции»
  • и др.

С 2022/2023уч. года внедряется в практику учебного процесса для подготовки специалистов новая рабочая программа на основе BIM/ТИМ технологий «Основы информационного моделирования», которая позволит нашим выпускникам, придя на производство, реализовывать BIM-проекты.

Кафедра «Мосты, тоннели и строительные конструкции» реализует следующие общеобразовательные программы направлений подготовки:

  • 08.05.01 «Строительство уникальных зданий и сооружений», специализация «Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений» (специалитет);
  • 08.03.01 «Строительство», направленность (профиль) «Автодорожные мосты и тоннели» (бакалавриат);
  • 08.04.01 «Строительство», направленность (профиль) «Искусственные сооружения на транспорте, способы их возведения и эксплуатации» (магистратура);
  • 08.06.01 «Техника и технологии строительства», направленность (профиль) 2.1.8. «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей» (аспирантура).

Профессиональные практики для студентов организовываются в производственных, проектных и научно-исследовательских организациях в нашей стране и за рубежом

Ежегодно кафедра выпускает около 80 специалистов, которые работают в проектных, строительных, эксплуатационных и научно- исследовательских организациях; на кафедре проходят обучение и подготовку 15-18 аспирантов, в том числе из ряда зарубежных стран. За период с 2016 по 2022 гг. защитили кандидатские диссертации 16 аспирантов.

Последние 3 года выпускники кафедры по 2-4 человека участвуют во всероссийском конкурсе дипломных работ и в данной номинации занимают призовые I-е, II-е и III-е места.

За 90-летнюю историю кафедра подготовила около 6 000 специалистов по мосто-и тоннелестроению, из них 420 получили красный диплом; кандидатов наук — 136 чел., докторов наук — 4 чел. Было издано 55 базовых учеников и около 160 учебно-методических пособий, 6 электронных курсов по профессии.

Созданы и функционируют два компьютерных класса, базовая кафедра «Мосты и тоннели» в ОА ЦНИИС, где студенты знакомятся с последними научными достижениями в области мосто- и тоннелестроения.

Компьютерные классы во многом стали экспериментальной и новаторской «площадкой» кафедры, учебный процесс приобрел инновационные формы. Проводятся групповые занятия со студентами: бакалаврами, магистрами, специалистами и аспирантами.

Вычислительные технологии дают возможность более полно учитывать в расчетах ПК геометрическую нелинейность постадийно нагружаемой конструкции, пластические (или хрупкие) и реологические свойства материалов. Это позволяет познакомить студентов с прогрессивными принципами расчета, основанными на физически нелинейной деформационной модели материала под нагрузкой.

Компьютерные классы кафедры

Кафедра имеет две научные лаборатории, которые используются в учебной практике:

  • мостов и тоннелей для проведения лабораторных работ на моделях мостов с измерительной тензометрической аппаратурой и приборами акустической эмиссии и др.;
  • испытание строительных конструкций — для лабораторных испытаний железобетонных моделей колонн на центральное и внецентренное сжатие, а также изгибаемых элементов, арматуры на разрыв.

Лаборатории оборудованы и для научных исследований.

Кафедра является одним из ведущих выпускающих технических структурных подразделений страны и высоко авторитетной среди проектных, производственных и научных организаций, а также строительных вузов Российской Федерации и за рубежом.

научно-исследовательская работа кафедры

Приоритетными направлениями научно-исследовательской деятельности, а также наиболее значимыми инженерно-техническими проектами кафедры являются:

  • научные исследования по разработке и обоснованию инновационных конструктивно-технологических решений и методов расчета мостовых и тоннельных сооружений с разработкой практических рекомендаций по проектированию, строительству и эксплуатации мостов, тоннелей и других сооружений;
  • участие в разработке и совершенствовании нормативных документов в области мосто- и тоннелестроения (СП, ГОСТы, ТУ, СТУ и др.), а также нормативных временных нагрузок на автодорожные мосты;
  • развитие системы управления техническим состоянием, методов диагностики, обследования и испытания транспортных сооружений, исследование надежности и долговечности эксплуатируемых мостовых и тоннельных сооружений, совершенствование системы управления качеством транспортных сооружений на основе теории риска и безопасности;
  • разработка математических моделей с применением программных расчетных комплексов «Sofistik», «Midas Civil» и «Midas GT» на основе методов конечных элементов, для расчета и исследования конструкции зданий и транспортных сооружений;
  • научное сопровождение проектирования и строительства мостовых и тоннельных сооружений;
  • экспериментальные исследования динамического воздействия колес автотранспортных средств на дорожное покрытие в зоне деформационных швов мостовых сооружений на стендах «Карусель» МАДИ;
  • разработка и внедрение инновационных материалов и технологии устройства тонкослойных покрытий проезжей части, гидроизоляции, деформационных швов, опорных частей транспортных сооружений;
  • применение высококачественных стальных и алюминиевых сплавов в конструкциях автодорожных мостов;
  • внедрение в практику обследований и испытаний современных контрольно-измерительных приборов и оборудования, а также новейших информационных технологий автоматизированного проектирования и мониторинга мостовых и тоннельных конструкций;
  • применение композитных материалов и нанотехнологий в мосто- и тоннелестроении;
  • геотехнический мониторинг строительства транспортных сооружений в сложных условиях;
  • прогнозирование деформаций грунтового массива, наземных зданий и подземных сооружений при строительстве тоннелей на застроенных городских территориях;
  • разработка методики расчета вантовых и висячих мостов на сейсмические воздействия;
  • анализ эффективности применения серобетона в элементах дорожной инфраструктуры;
  • исследования вибрации и колебаний конструкций мостовых сооружений различных систем;
  • новые конструктивно-технологические решения по усилению и реконструкции транспортных сооружений;
  • влияние агрессивных сред на грузоподъемность и долговечность конструкций транспортных сооружений.

В арсенале кафедры имеются:

  • передвижная лаборатория, оснащенная приборами для диагностики и обследования транспортных сооружений,
  • студенческий научно-исследовательский центр,
  • малое инновационное предприятие (МИП) ООО «Научно-инженерный центр мостов и сооружений», которое организовывает научные исследования кафедры.

Передвижная мобильная лаборатория

Студенческий научно-исследовательский центр

Кафедра осуществляет научное сотрудничество с ПАО «Мостотрест», ГК «Автодор», Ассоциацией мостостроителей, Тоннельной Ассоциацией России, Академией Транспорта РФ, с Ассоциацией дорожных проектно-изыскательских организаций (РОДОС), Российской академией естественных наук, НиЦ ТМ и НиЦ «Мосты», ОАО «ЦНИИС», с проектными: Союздорпроект, Гипростроймост, Стройпроект, Мосинжпроект, Метрогипротранс, Моспроект-3; строительными и эксплуатирующими организациями, с кафедрами московских и иногородних вузов строительного профиля: РУТ (МИИТ), МГСУ, СибАДИ, МИСИС (Горный институт), а также с зарубежными организациями.

Кафедра «Мосты, тоннели и строительные конструкции» вписала много выдающихся достижений в развитие строительной науки и педагогики за время своего существования. Современная кафедра обновлялась, трансформируясь, совершенствуясь, продолжает традиции отцов-основателей в подготовке специалистов новых поколений в мостовой и тоннельной областях.