Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Мосты, тоннели и строительные конструкции» | История и основные направления научно-исследовательской деятельности кафедры

Кафедра «Мосты, тоннели и строительные конструкции» | История и основные направления научно-исследовательской деятельности кафедры

Кафедра мостов была создана в МАДИ в 1932 г. Возглавил её выдающийся педагог и крупный ученый, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Евгений Евгеньевич Гибшман.

В разные годы на кафедре работали профессора: Н.Я. Калмыков, Н.И. Поливанов, В.С. Кириллов, Е.Л. Хлебников, А.А. Герцог, Н.М. Колоколов, Б.Е. Улицкий, А.Л. Цейтлин, О.В. Воля; доценты: К.С. Ордуянц, Б.Г. Ерин, А.Я. Слободчиков, В.В. Черкасов, В.Г. Дубинский, В.М. Замахаев, В.А. Пащенко, Д.Н. Агеев, Н.Н. Глинка, Б.М. Вейнблат, В.П. Леонов, М.П. Самовольнов; инженеры А.Х. Шоршоров, И.С. Самовольнова и многие другие.

Рост научного авторитета кафедры и её педагогического опыта дал возможность ее коллективу в 1937 г. открыть в МАДИ специальность «Мосты и тоннели».

Научные исследования кафедры в довоенные годы были  направленны в основном на развитие методов проектирования мостов, совершенствование норм. В этот период Е.Е. Гибшманом были  проведены исследования работы ветровых связей стальных мостов и заклепочных соединений.

                                                                       Проф. Е.Е. Гибшман                                                 Проф М.Е. Гибшман

Многие сотрудники молодой кафедры активно участвовали в проектировании мостов для обновляющейся предвоенной Москвы. Так, Н.Я. Калмыков был автором проекта Большого и Малого Каменных мостов; В.С. Кириллов – автором проекта Москворецкого моста; Е.Е. Гибшман – консультантом по проектам Каменного, Москворецкого, Устьинского, Краснохолмского, Новоспасского и других мостов.

В период Великой Отечественной войны сотрудники кафедры активно участвовали в оборонной работе. Профессор Е.Е. Гибшман руководил проектированием мостов и их восстановлением в Московском управлении Красной Армии.

Профессора Н.И. Поливанов и В.С. Кириллов участвовали в работах по восстановлению и скоростному строительству временных мостов.

В период бурного индустриального строительства мостов – в 50-х и 60-х годах XX столетия своим непосредственным участием сотрудники кафедры способствовали появлению таких жемчужин московской архитектуры, как сталежелезобетонный Новоарбатский мост и Автозаводский мост из сборного преднапряженного железобетона.

С 1973 году, после смерти Е.Е. Гибшмана, кафедрой руководили крупные ученые и педагоги, доктора технических наук, профессора М.Е. Гибшман, П.М. Саламахин, А.А. Потапкин.

Коллектив кафедры «Мосты», 1982 г.

С 2002 по 2017 гг. кафедру возглавлял член-корреспондент РАЕН, профессор Л.В. Маковский.

В 2015 г. кафедра мостов и транспортных тоннелей была объединена с кафедрой «Здания и сооружения дорожного сервиса», ведущей свою историю с 1944 года.

Основателем и руководителем кафедры «Строительное производство и конструкции» дорожного факультета МАДИ с 1944 по 1965 год был прекрасный педагог доктор технических наук, профессор Иванов-Дятлов Иван Гаврилович.

В 1950-х годах под руководством профессора Иванова-Дятлова И.Г. были   начаты исследования несущих керамзитожелезобетонных  конструкций, которые нашли свое  отражение в массовом строительстве домов с керамзитобетонными стенами в    г. Москве и других городах.  Совместно с кафедрой «Строительство дорог» начались работы по применению керамзитобетона в дорожных и аэродромных покрытиях.

Выдающимся достижением кафедры было строительство первого в Европе автодорожного моста из керамзитожелезобетона через р. Ахтубу с предварительно-напряженной арматурой.

Исследования кафедры были признаны не только в нашей стране, но и за рубежом. На одном из конгрессов  международной федерации по преднапряженному железобетону (ФИП) в области применения легких бетонов были  особо отмечены работы кафедры «Строительное производство и конструкции» МАДИ как  одной  из ведущих в России.

Кафедральные экспериментально-теоретические исследования  керамзитожелезобетона были использованы при строительстве специальных сооружений - музея-панорамы «Сталинградская битва» и первого в мире керамзитожелезобетонного элеватора высотой 50 м в г. Самаре.

Проф. И.Г. Иванов-Дятлов  привлек на кафедру крупных специалистов, среди которых проф. Д.И. Кочетков - организатор курса «Деревянные конструкции», доц. А.П. Жданов - один из разработчиков первых строительных норм и правил (СНиП) по железобетонным конструкциям, доц. Стрелецкий Д.Н.

На кафедре работали профессора: Попов Г.И., Деллос К.П., Викторов Б.И.; доценты: Зверев С.А., Марьясина И.Е., Круглов Е.З., Журавлев А.П., Ловшин С.С., Кислер Л.М., Мандриков А.П.  , Шестоперов В.С.; секретарь кафедры Борзенко Л.П. и многие другие.

Дисциплины кафедры читались студентам-дорожникам и мостовикам, а с 1960-х годов студентам факультета «Строительство аэродромов».

В январе 2002 года при поддержке ученого совета института решением ректората в МАДИ на дорожно-строительном факультете была создана кафедра  «Здания и сооружения дорожного сервиса», которая явилась преемницей традиций и накопленного научно-педагогического опыта одной из старейших  кафедр института «Строительное производство и конструкции».

Рост автодорожной транспортной системы  выявили необходимость соответствующего развития новой кафедры, ее научных  школ и учебно-методических задач для подготовки  специалистов высшей  квалификации нового поколения. Это позволило, не сокращая тематику старой  кафедры, развивать новые направления в обеспечении дорожного сервиса в свете  требований, предъявляемых к дорожному и аэродромному строительству.

Уровень автомобильных дорог требовал создания широкой  развитой инфраструктуры сооружений, таких как: многотопливные АЗС, паркинги,  гаражные  комплексы, автоцентры, станции технического обслуживания, автомойки,  мотели. Обустройство автомобильных дорог федерального, регионального значений  многофункциональными зонами (МФЗ) дорожного сервиса, обеспечивающими полный пакет услуг для их пользователей, включая услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей, отдыху и  т.п. с учетом потребностей маломобильных групп населения и инвалидов.  В связи с этим необходим был новый подход к подготовке специалистов в области  транспортного строительства, выполняющих проектирование и строительство  зданий, МФЗ в комплексе с дорогой. Разумеется, класс автомобильной дороги, ее  приоритет имеют существенное значение, и в этой связи технологически  замкнутый цикл сервиса должен быть приспособлен к этому показателю. Эти  проблемы являлись ключевыми в деятельности кафедры «Здания и сооружения  дорожного сервиса».

За 70-летнюю историю существования кафедры было подготовлено свыше 50 аспирантов и соискателей, которые успешно защитили кандидатские диссертации. Издано 7 учебников по курсам «Строительные конструкции» и «Спецсооружения аэропортов», 4 монографии и более 35 учебных пособий.

Много выдающихся достижений вписано в книгу строительной науки и педагогики за время существования кафедры, более чем на  700 объектах были проведены научные и прикладные изыскания по диагностике технического состояния и надежности эксплуатируемых зданий и сооружений, исследовались новые и модифицированные материалы, совершенствовались методы расчета конструкций.

В разные годы кафедрой руководили профессора: Делос К.П., Попов Г.И., Серых Р.Л., Агеев В.Д.

Сегодня на объединенной кафедрой «Мосты, тоннели и строительные конструкции» трудится 41 сотрудник, в том числе 31 преподаватель разных поколений: опытные профессора П.М. Саламахин, А.И. Васильев, Л.В. Маковский, В.Д. Агеев, В.И. Попов, В.Г. Курлянд, В.К. Федулов, доценты Ю.А. Андрианов, А.В. Агеев, Ш.Н. Валиев, В.Н., Булаев В.А. Кухтин, Ю.В. Новак,  С.О. Зеге, В.В. Кравченко, М.А. Зиборов, Е.Н. Петрова, А.В. Анисимов, М.Д. Суладзе, старшие преподаватели В.В. Курлянд, Л.П. Огурцова, А.В. Исаев, Н.А. Сула, И.В. Булаев, В.С. Смоленкин, А.В. Ишкова, а также наши недавние выпускники И.С. Шатилов, А.В. Канубриков, А.О. Боев. Из них 7 человек являются представителями работодателей (АО ЦНИИС, ГК АВТОДОР) для наших выпускников.

В настоящее время, объединенной кафедрой руководит профессор Агеев В.Д., в рамках кафедры «Мосты, тоннели и строительные конструкции» действуют две секции: «Мосты и тоннели» и «Строительные конструкции».

Большую помощь преподавателям оказывают сотрудники кафедры: зав. лабораториями Валиев Ш.Н., Швец А.В., Смоленкин В.С., инженеры Матинян–Борзенко О.А., Овчинкин Д.Р., Буланов Д.Ю.

Дальнейшее развитие кафедра связывает с организацией целевой подготовки инженеров, бакалавров, специалистов, магистров по заказам производства, с совершенствованием материальной учебно-лабораторной базы, с более широким внедрением в учебный процесс информационных технологий, с подготовкой новой учебной и методической литературы.

Коллектив кафедры намерен и впредь бороться за повышение качества выпускаемых специалистов, за прогресс науки и техники в дорожной отрасли.

Исторические корни научных идей и методической концепции современной кафедры «Мосты, тоннели и строительные конструкции» берут своё начало с 40-х-50-х годов 20-го столетия и кафедр - прародительниц «Мосты и тоннели» и «Строительное производство и конструкции». Коллектив кафедры свято чтит заслуги и опыт предыдущих поколений, преподавателей и сотрудников, поддерживает и развивает в новых условиях методику обучения, совершенствует формы и методы проведения научных исследований, чтобы обеспечить высокий уровень подготовки в области мосто- и тоннелестроения.

В настоящий момент кафедра является одним из ведущих выпускающих технических структурных подразделений университета и высокоавторитетной среди проектных, производственных и научных организаций, а также строительных вузов Российской Федерации и за рубежом.

 История присоединенной кафедры