Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» | О кафедре

Кафедра «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» | О кафедре

История создания кафедры

В МАДИ кафедра «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» была организована в 1930 году.

Учение о ремонте формировалось задолго до образования кафедры и первой научной школы по проблеме ремонта автомобилей.

Причиной тому явилась острая общественная потребность, продиктованная самой жизнью. Для успешного развития начавшейся автомобилизации страны в 30-х годах необходимо было развернуть массовую подготовку специалистов различного профиля и разного образовательного уровня, способных организовывать, эффективно руководить производством, овладевать современной технологией и удовлетворять требованиям общества при оказании соответствующих услуг. С этой целью началась массовая подготовка специалистов для автомобильного производства, в том числе и инженеров, техников и рабочих для ремонтного производства.

В МАДИ кафедра ПРАДМ была организована в 1930 году и на нее возлагались:

  • подготовка инженерных и научных кадров для ремонтного производства;
  • разработка теории восстановления машин и выполнение исследований, направленных на повышение эффективности ремонта автомобилей путем научно обоснованного выбора методов продления долговечности и оптимизации сроков службы машин;
  • разработка новых технологических методов, способов для ремонтного производства, передача передового опыта и оказание помощи ремонтным предприятиям в повышении их эффективности;
  • формирование технической культуры в области производства и ремонта машин в стране.

Первым заведующим кафедрой был назначен профессор В.В.Ефремов.


В.В. Ефремов

В 1932 г. опубликован учебник по ремонту автомобилей в двух частях, автором которого был профессор В.В.Ефремов. Первая часть учебника посвящалась общим вопросам и технологии ремонта автомобилей, а вторая часть – методике технологического проектирования ремонтных заводов. Большая группа научных работников различных организаций того времени, включая и преподавателей МАДИ, под руководством профессора В.В.Ефремова выполняла исследование по изучению отказов, вызываемых вследствие износа деталей, практически всех моделей автомобилей отечественного производства за полный срок их службы. Этот эксперимент проводился в реальных и типичных условиях эксплуатации автомобилей в течение более 6 лет в г. Москве.

Методикой исследования предусматривалось установление полного срока службы всех основных деталей автомобиля. Для каждой детали строились диаграммы и графики накопления износов для каждой ее рабочей поверхности по данным микрометрических карт. За срок службы автомобиля несколько раз производился микрометраж рабочих поверхностей основных деталей. Первый микрометраж нового автомобиля производился непосредственно на авторемонтном заводе. Все отказы по каждому наблюдаемому автомобилю, а их было 3-5 штук каждой модели, фиксировались, т.е. установили пробег автомобиля, отказавшую деталь, определили затраты на ремонт, расход запасных частей.

Коллектив кафедры во главе с основателем кафедры профессором В.В.Ефремовым (1947 г.)

По материалам выполненных исследований была разработана планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта для первого и второго поколения отечественных автомобилей. Особенностью этой системы являлось то, что техническое обслуживание автомобиля совмещалось с контролем технического состояния его агрегатов и узлов. Работы по техническому обслуживанию предусматривали профилактические цели и должны были способствовать главным образом снижению интенсивности изнашивания деталей и обеспечивать их нормативную долговечность. Ремонт предполагалось выполнять главным образом по потребности. Создание системы технического обслуживания и ремонта, направленной на поддержание автомобилей в работоспособном состоянии в течение всего срока их службы, также предполагало обеспечить высокий технический уровень готовности автомобильного парка и минимальные затраты для его достижения независимо от ведомственной принадлежности. Наиболее важным вкладом в развитие проблемы ремонта автомобилей и учения о ремонте автомобилей явились результаты обобщения, которые профессор В.В.Ефремов оформил в виде первой в области ремонта машин докторской диссертации. Докторская диссертация посвящалась методу построения номенклатуры ремонтов автомобилей по результатам изучения их износов, которую он успешно защитил в 1940 году. Материалом для написания докторской диссертации послужили экспериментальные исследования автомобилей, которые он проводил в течение длительного времени в рядовых условиях эксплуатации в соответствии с их предназначением.


Коллектив кафедры в1959 г.

Кроме того, многие его ученики подготовили и защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, посвященные различным проблемным вопросам ремонтного производства, уделяя при этом первостепенное внимание разработке технологических процессов ремонта деталей.

Итогом этих исследований явилось экспериментальное подтверждение того положения, что при реализации нормативной наработки у автомобилей возникает объективная потребность в ремонтных работах, связанных с устранением отказов различной тяжести в зависимости от номинальной наработки автомобилей. Это обстоятельство явилось основанием для принятия определенной классификации ремонтных воздействий, согласно которой предусматриваются два вида ремонта: текущий и капитальный. Принципиальное их различие состоит в том, что текущий ремонт, как правило, выполняется с целью восстановления зазоров натягов методом регулирования у одного соединения или некоторого их количества, замены неисправных, отказавших составных частей автомобиля, сопровождающейся восстановлением утраченного полностью или частично в эксплуатации какого-либо свойства или групп свойств.

Капитальный ремонт производится после достижения автомобилем предельного технического состояния, которое может вызвать отказ одновременно нескольких агрегатов или узлов, ремонт которых сопровождается полной разборкой автомобиля и восстановлением утраченных в процессе эксплуатации всех его свойств.

Внедрение в практику ремонта двух видов ремонта обусловило необходимость создания соответствующих систем, включающих информационно-нормативную, методическую, производственно-технологическую и кадровую.

Исследования, выполненные под руководством профессора, д-ра техн. наук, засл. деятеля науки РСФСР В.В.Ефремова, имели исключительно большое влияние на развитие производственной базы автомобильного транспорта в нашей стране. За короткий период времени была создана мощная индустрия по капитальному ремонту автомобилей, а затем и по ремонту автомобильных агрегатов, узлов и деталей, позволившая вместе с автомобильной промышленностью удовлетворять потребность страны в автомобильных средствах.

Заслуга профессора В.В.Ефремова и коллектива научных работников, которым он руководил, состояла в том, что они впервые установили факт разной интенсивности накопления износа деталями автомобилей за пробег до их предельного состояния. Это обстоятельство послужило основанием для расчета невостребованной в процессе эксплуатации части эксплуатационного допуска деталей с меньшей интенсивностью накопления износа.

Невостребованная в процессе работы часть эксплуатационного допуска рассматривалась как некий запас по точности (ресурсу) у детали и использовалась для корректировки соответствующего размера ремонтируемого изделия с учетом так называемых "допустимых износов". Это позволило научно обоснованно расширить допуски на многие размеры деталей при ремонте изделия по сравнению с допусками завода-изготовителя, при этом полагая, что качество отремонтированного изделия будет в пределах требований нормативной документации. Открытие этого основополагающего закона накопления повреждений у деталей в процессе эксплуатации автомобилей оказало влияние на формирование номенклатуры ремонтов как системы увеличения при эксплуатации долговечности автомобилей, разработку нормативной документации для дефектации деталей, поступивших в ремонт, что обеспечило существенный рост эффективности капитального ремонта автомобилей за счет сокращения потребления запасных частей. Последнее стало возможным благодаря обоснованию технического состояния повторно используемых без ремонта деталей автомобилей.

Положительное значение этих работ особенно проявилось в годы ВОВ и в восстановительный период разрушенного войной народного хозяйства страны. В 1948 г. профессор В.В.Ефремов издал учебник "Ремонт автомобилей". В.В.Ефремов первым открыл основополагающий закон старения механических систем (автомобилей), который можно сформулировать следующим образом: закон неравенства интенсивностей накопления "износа" (повреждений) у деталей автомобиля, проявляющийся у них через различие остаточного ресурса за пробег автомобиля до предельного состояния. В связи с этим профессор В.В.Ефремов заслуженно считается основоположником первой научной школы по ремонту автомобилей в нашей стране.

За время руководства кафедрами в МАДИ и Бронетанковой академии им было подготовлено более 80 канд. техн. наук и постоянно оказывалась консультативная помощь докторантам. Диссертационные работы, которые выполнялись под руководством профессора В.В.Ефремова, в основном посвящались разработке технологических процессов ремонта оригинальных деталей различных автомобилей и бронетехники и были направлены на снижение остроты дефицита в запасных частях. Некоторые диссертационные исследования разрабатывали актуальные проблемы технологической организации, проектирования ремонтных участков и ремонтных заводов. Несколько работ было выполнено по проблеме совершенствования технологии сборки при ремонте автомобилей и их агрегатов, а также по проблеме совершенствования технологии ремонта кузовов. Благодаря широте охвата исследуемых вопросов и постоянной связи коллектива кафедры с производственными коллективами ремонтных заводов кафедра ПРАДМ МАДИ стала центром по решению актуальных проблем ремонтного производства. В этот же период (1960 г.) была организована на АРЕМЗе научно-исследовательская лаборатория, основной задачей которой являлось оказание помощи заводу по решению задач, связанных с проблемой улучшения качества ремонта двигателей и их основных деталей. Лаборатория была оснащена совершенным, уникальным оборудованием. Руководство осуществлял д-р техн. наук, профессор Э.С.Финкельштейн. На базе этой лаборатории была подготовлена докторская диссертация и несколько кандидатских диссертационных работ. Особенностью этого периода являлось то, что основное внимание инженеров и научных работников сосредотачивалось на поиске эффективных технологических методов и разработке технологических процессов ремонта основных типовых деталей автомобилей первого, второго и третьего поколений. При разработке технологических процессов ремонта деталей руководствовались главным принципом – сократить потребление запасных частей до минимума и уменьшить затраты на ремонт.


К.Т.Кошкин

С 1967 г. научной школой кафедры ПРАДМ МАДИ руководил профессор, д-р техн. наук К.Т.Кошкин. Профессор К.Т.Кошкин начинал трудовую деятельность, будучи студентом МАДИ вечернего отделения, работая на 1-м АРЗе г. Москвы. После окончания института был привлечен к работе на кафедре, где занимался научной работой. В 1941 г. защитил диссертацию на соискание кандидата технических наук. После войны продолжал работать на кафедре доцентом и активно занимался исследованиями в области технологии ремонта деталей. Основное внимание он уделял совершенствованию технологической организации с целью улучшения качества ремонта деталей. В конце 50-х годов опубликовал монографию, в которой впервые в области ремонта раскрыл особенности проектирования технологических процессов ремонта деталей, сформулировал основные принципы проектирования технологических процессов ремонта деталей, выполнение которых гарантировало достижение нормативного уровня качества. Особенность нового подхода при разработке технологического процесса состояла в том, что необходимо было для каждого технологического процесса разрабатывать технологический маршрут ремонта детали аналогично тому технологическому маршруту, который разрабатывали при изготовлении детали.

1966 г. профессор К.Т.Кошкин успешно защитил доклад, представленный на соискание ученой степени доктора технических наук, по совокупности работ, связанных с разработкой научных положений проектирования и маршрутизации технологических процессов ремонта деталей автомобилей. Обобщение достижений в области технологии ремонта деталей, выполненное профессором К.Т.Кошкиным, имело большое значение для совершенствования ремонтного производства, так как позволяло создавать технологию ремонта деталей, используя достижения машиностроительного производства для устранения дефектов, которые являются результатом воздействия случайных разрушительных процессов.

В конце 60-х годов под редакцией профессора К.Т.Кошкина коллективом преподавателей кафедры ПРАДМ МАДИ был издан учебник для вузов по технологии ремонтного производства автомобилей. Под руководством профессора К.Т.Кошкина подготовили диссертационные работы более двадцати аспирантов и соискателей.


Л.В.Дехтеринский

В 1972 г. руководителем научной школы ПРАДМ МАДИ стал профессор, д-р техн. наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Л.В.Дехтеринский. На кафедре была проделана большая работа по решению задач повышения качества и, прежде всего, были высказаны идеи, необходимые для обоснования целесообразности соответствующих мероприятий. Поэтому настало время для обобщения и разработки методов решения оптимизационных технологических задач, задач технологической организации и принятия технических решений по результатам экономического анализа. Такой научно-исследовательской работой были докторская диссертация профессора Л.В.Дехтеринского и его монография "Некоторые теоретические вопросы ремонта машин", 1970 г., учебники "Технология ремонта автомобилей", 1972 г., "Проектирование авторемонтных предприятий", 1980 г.; "Ремонт автомобилей", 1992 г. (под научной редакцией профессора Л.В.Дехтеринского). Профессор Л.В.Дехте-ринский подготовил более 40 кандидатов технических наук.

Вышеперечисленные работы позволили шире взглянуть на практику ремонта и проблемы на современном этапе развития ремонтного производства. Тем самым была создана возможность раскрыть причинно-следственные связи проблемы качества ремонта с конструктивно-технологическим формированием объекта ремонта, техническим и организационным уровнем ремонтного производства, состоянием ремонтного фонда, хозяйственно-экономическим механизмом, действующим в условиях данного производства. Этот период был знаменателен тем, что резко оживилась научно-исследовательская работа на кафедре. Совместно с Министерством автомобильного транспорта РСФСР в 1975 г. была создана отраслевая лаборатория повышения качества ремонта автомобилей (ОЛКРА), которую возглавил выпускник кафедры, кандидат технических наук В.В. Чепелевский, научное руководство лабораторией взял на себя заслуженный деятель науки и техники  РСФСР, профессор, доктор технических наук, Л.В. Дехтеринский. Лаборатория была призвана формировать политику в области ремонта автомобилей и решать задачи, стоящие перед авторемонтными предприятиями РПО «Росавторемпром».

    В 1980 году лабораторией был разработан и внедрен на уровне Министерства автомобильного транспорта РСФСР руководящий документ «Руководство по разработке и внедрению комплексной системы управления качеством ремонта автомобилей в авторемонтном предприятии». За 25 лет существования ОЛКРА ее руководителями были кандидаты технических наук: С.К. Лосавио,  Б.С. Васильев, В.Г. Малаков, В.А. Пономарев. С 1992 года научное руководство лабораторией осуществляет доктор технических наук, профессор Б.П. Долгополов. Лаборатория явилась «кузницей» научных кадров кафедры, ее сотрудниками были лучшие выпускники кафедры, большинство из которых в дальнейшем защитили кандидатские диссертации и в настоящее время работают в университете.

В тот же период при кафедре ПРАДМ действовала объединенная научно-исследовательская лаборатория на заводе "АРЕМЗ", которая разрабатывала и оценивала технологические мероприятия по повышению качества ремонта двигателей в системе Главмосавтотранса. На кафедре осуществлялась подготовка научных работников через аспирантуру. Ежегодно обучалось до 15-20 аспирантов. Естественно, это оказало влияние на успешное продвижение вперед в решении многих сложных проблем ремонтного производства. Наибольший вклад внесли исследования, выполненные канд. техн. наук, профессором Г.И.Зеленковым, канд. техн. наук, доцентами Г.А.Кациграс, Г.А.Малышевым, В.П.Апсиным, Г.Н.Доценко, С.И.Румянцевым А.И.Сергеевым, А.Я.Суриковым, В.А.Зориным, В.И.Карагодиным, К.Х.Акмаевым, К.С.Лосавио, А.Ф.Синельниковым, О.Алифановым, И.А.Семаш, В.В.Чепелевским, Ю.В.Баженовым, Т.Л.Артемьевым, С.А.Скрипниковым, Н.Н.Митрохиным, Л.Е.Буздыгановой и многими другими.

Невозможно переоценить интеллектуальный вклад в развитие научной школы кафедры ПРАДМ, внесенный группой ученых, пришедших из Академии бронетанковых войск д-ра техн. наук, профессора Б.П.Долгополова, канд. техн. наук, профессора А.Г.Теплова, канд. техн. наук, профессора Ю.Л.Штоля, д-ра техн. наук, профессора Есенберлина.


В.П. Апсин

С 1987 по 1995 гг. кафедру возглавлял канд. техн. наук, профессор В. П. Апсин - выпускник МАДИ, защитивший кандидатскую и подготовивший докторскую диссертацию на кафедре ПРАДМ В этот период достижения научной школы кафедры получили дальнейшее развитие. Была создана учебно-исследовательская лаборатория гальваники. На полигоне института "закладывается фундамент" учебно-производственного центра капитального ремонта автомобильных двигателей. Открыт научно-исследовательский институт технологии ремонта машин (НИИТРМ). Основные достижения научной школы кафедры в этот период опубликованы в монографии "Моделирование процессов восстановления машин" (В.П.Апсин, Л.В.Дехтеринский, С.Б.Норкин, В.М.Приходько. М.: Транспорт, 1996).

 


В.А. Зорин

С 1995 г. заведующим кафедрой является академик Российской академии проблем качества, почетный работник высшей школы, д-р техн. наук, профессор, В.А.Зорин.

Зорин Владимир Александрович в 1970 г. окончил МАДИ. За истекший период им был пройден путь от инженера, аспиранта, старшего преподавателя до профессора кафедры «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин». В настоящее время зав. кафедрой «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» МАДИ, академик Академии проблем качества, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный инженер России, докт. техн. наук, профессор  Зорин В.А. является автором ряда фундаментальных работ и ведет активную научно-исследовательскую деятельность в области обеспечения качества машин на стадиях проектирования, производства, эксплуатации и ремонта. Его учебники и научные труды в области обеспечения надежности строительных и дорожных машин широко используются в проектно-конструкторских организациях, на машиностроительных и ремонтных заводах, а также в учебном процессе ВУЗов.


1