Кафедра «Производство и ремонт автомобилей и дорожно-строительных машин» | О кафедре

История создания кафедры

В МАДИ кафедра «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» была организована в 1930 году.

Учение о ремонте автомобилей формировалось задолго до образования кафедры и потребовало ускоренного развития, когда молодая Советская республика воздвигала автогиганты АМО, ГАЗ, чтобы отечественные автомобили обеспечили растущие объемы перевозок грузов, поддерживая высокие темпы индустриализации. В стране создавались крупные для того времени автотранспортные предприятия, строились авторемонтные заводы. Для успешного развития начавшейся автомобилизации страны в 30-х годах необходимо было развернуть массовую подготовку специалистов различного профиля и разного образовательного уровня, способных организовывать, эффективно руководить производством, овладевать современной технологией и удовлетворять требованиям общества при оказании соответствующих услуг. Потребности практики вызвали к жизни и развитие теории поддержания работоспособности техники. Для достижения поставленных целей при создании МАДИ была основана кафедра производства и ремонта автомобилей, которую возглавил Владимир Валентинович Ефремов, основоположник научных основ ремонта автомобилей. Два года спустя он становится одновременно начальником кафедры ремонта Военной академии механизации и моторизации РККА им. И.В.Сталина. Генерал-майор инженерно-технической службы, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор В.В.Ефремов внес огромный вклад в теорию и практику ремонта автомобилей и бронетанковой техники.


В.В. Ефремов

В 1932 г. опубликован учебник по ремонту автомобилей в двух частях, автором которого был профессор В.В.Ефремов. Первая часть учебника посвящалась общим вопросам и технологии ремонта автомобилей, а вторая часть – методике технологического проектирования ремонтных заводов. Большая группа научных работников различных организаций того времени, включая и преподавателей МАДИ, под руководством профессора В.В.Ефремова выполняла исследования по изучению отказов деталей практически всех моделей автомобилей отечественного производства за срок их службы. Этот эксперимент проводился в реальных условиях эксплуатации автомобилей в г. Москве в течение более 6 лет.

По материалам выполненных исследований была разработана планово-предупредительная система технического об

служивания и ремонта для первого и второго поколения отечественных автомобилей. Особенностью этой системы являлось то, что техническое обслуживание автомобиля совмещалось с контролем технического состояния его агрегатов и узлов. Работы по техническому обслуживанию предусматривали профилактические цели и должны были способствовать главным образом снижению интенсивности изнашивания деталей и обеспечивать их нормативную долговечность. Ремонт предполагалось выполнять главным образом по потребности.

Коллектив кафедры во главе с основателем кафедры профессором В.В.Ефремовым (1947 г.)

Создание системы технического обслуживания и ремонта, направленной на поддержание автомобилей в работоспособном состоянии в течение всего срока их службы, также предполагало обеспечить высокий технический уровень готовности автомобильного парка и минимальные затраты для его достижения. Наиболее важным вкладом в развитие проблемы ремонта автомобилей и учения о ремонте автомобилей явились результаты обобщения, которые профессор В.В.Ефремов оформил в виде первой в области ремонта машин докторской диссертации. Докторская диссертация, которую он успешно защитил в 1940 году, посвящалась методу построения номенклатуры ремонтов автомобилей по результатам изучения их износов.

 



 


Коллектив кафедры в1959 г.

Кроме того, многие ученики профессора В.В.Ефремова подготовили и защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, посвященные различным проблемным вопросам ремонтного производства, уделяя при этом первостепенное внимание разработке технологических процессов ремонта деталей. Итогом этих исследований явилось теоретическое и экспериментальное подтверждение того положения, что при реализации нормативной наработки у автомобилей возникает объективная потребность в ремонтных работах, связанных с устранением отказов различной тяжести в зависимости от наработки автомобилей. Это обстоятельство явилось основанием для классификации ремонтных воздействий, согласно которой предусматриваются два вида ремонта: текущий и капитальный. Внедрение в практику двух видов ремонта обусловило необходимость создания соответствующих систем, включающих информационно-нормативную, методическую, производственно-технологическую и кадровую системы.

Исследования, выполненные под руководством профессора В.В.Ефремова, оказали исключительно большое влияние на развитие производственной базы автомобильного транспорта в нашей стране. За короткий период времени была создана мощная индустрия по капитальному ремонту автомобилей, а затем и по ремонту автомобильных агрегатов, узлов и деталей, позволившая вместе с автомобильной промышленностью удовлетворять потребность страны в автомобильной технике.

Заслуга профессора В.В.Ефремова и коллектива научных работников, которым он руководил, состояла в том, что они впервые установили факт разной интенсивности накопления износа деталями автомобилей за пробег до их предельного состояния. Это обстоятельство послужило основанием для расчета невостребованной в процессе эксплуатации части эксплуатационного допуска деталей с меньшей интенсивностью накопления износа. Невостребованная в процессе работы часть эксплуатационного допуска рассматривалась как некий запас по ресурсу детали и использовалась для корректировки соответствующего размера ремонтируемого изделия с учетом так называемых "допустимых износов". Это позволило научно обоснованно расширить допуски на многие размеры деталей при ремонте изделия по сравнению с допусками завода-изготовителя, гарантируя, что качество отремонтированного изделия будет в пределах требований нормативной документации. Открытие этого основополагающего закона накопления повреждений у деталей в процессе эксплуатации автомобилей оказало влияние на формирование номенклатуры ремонтов как системы увеличения при эксплуатации долговечности автомобилей, разработку нормативной документации для дефектации деталей, поступивших в ремонт. Это обеспечило существенный рост эффективности капитального ремонта автомобилей за счет сокращения потребления запасных частей. Последнее стало возможным благодаря обоснованию технического состояния повторно используемых без ремонта деталей автомобилей.

Положительное значение этих работ особенно проявилось в годы Великой отечественной войны и в период восстановления разрушенного войной народного хозяйства страны. В 1948 г. профессор В.В.Ефремов издал учебник "Ремонт автомобилей". Он первым открыл основополагающий закон старения механических систем (автомобилей), который можно сформулировать следующим образом: закон неравенства интенсивностей накопления повреждений у деталей автомобиля, проявляющийся у них через различие остаточного ресурса за пробег автомобиля до предельного состояния. В связи с этим профессор В.В.Ефремов заслуженно считается основоположником первой научной школы по ремонту автомобилей в нашей стране.

За время руководства кафедрами в МАДИ и Бронетанковой академии профессором В.В.Ефремовым было подготовлено более 80 кандидатов технических наук и постоянно оказывалась консультативная помощь докторантам. Диссертационные работы, которые выполнялись под руководством профессора В.В.Ефремова, в основном посвящались разработке технологических процессов ремонта оригинальных деталей различных автомобилей и бронетехники и были направлены на снижение остроты дефицита в запасных частях. Некоторые диссертационные исследования разрабатывали актуальные проблемы технологической организации, проектирования ремонтных участков и ремонтных заводов. Несколько работ было выполнено по проблеме совершенствования технологии сборки при ремонте автомобилей и их агрегатов, а также по проблеме совершенствования технологии ремонта кузовов. Благодаря широте охвата исследуемых вопросов и постоянной связи коллектива кафедры с производственными коллективами ремонтных заводов кафедра стала центром решения актуальных проблем ремонтного производства. В 1960 г. на ведущем московском авторемонтном заводе АРЕМЗ-1 была организована научно-исследовательская лаборатория, основной задачей которой являлось оказание помощи заводу по решению задач, связанных с проблемой улучшения качества ремонта двигателей и их основных деталей. Лаборатория была оснащена совершенным, уникальным оборудованием. Руководство осуществлял д-р техн. наук, профессор Э.С.Финкельштейн. На базе этой лаборатории была подготовлена докторская диссертация и несколько кандидатских диссертационных работ.


К.Т.Кошкин

С 1967 г. кафедрой руководил профессор, д-р техн. наук Константин Тимофеевич Кошкин. Профессор К.Т.Кошкин начинал трудовую деятельность, будучи студентом вечернего отделения МАДИ и работая на АРЕМЗ-1. После окончания института был привлечен к работе на кафедре, где занимался научной работой. В 1941 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. После войны продолжал работать на кафедре доцентом и активно занимался исследованиями в области технологии ремонта деталей. Основное внимание он уделял совершенствованию технологических процессов с целью улучшения качества ремонта деталей. В конце 50-х годов опубликовал монографию, в которой впервые раскрыл особенности проектирования технологических процессов ремонта деталей, сформулировал основные принципы проектирования, выполнение которых гарантировало достижение нормативного уровня качества. Особенность нового подхода состояла в том, что для групп деталей в зависимости от сочетаний дефектов на них разрабатывались технологические маршруты, обеспечивающие восстановление свойств деталей с максимальной эффективностью за счет унификации технологических процессов ремонта.

В 1966 г. профессор К.Т.Кошкин успешно защитил доклад, представленный на соискание ученой степени доктора технических наук, по совокупности работ, связанных с разработкой научных положений проектирования и маршрутизации технологических процессов ремонта деталей автомобилей. Обобщение достижений в области технологии ремонта деталей, выполненное профессором К.Т.Кошкиным, имело большое значение для совершенствования ремонтного производства, так как позволяло создавать технологию ремонта деталей, используя достижения машиностроительного производства.

В конце 60-х годов под редакцией профессора К.Т.Кошкина коллективом преподавателей кафедры был издан учебник для вузов по технологии авторемонтного производства. Под руководством профессора К.Т.Кошкина подготовили диссертационные работы более двадцати аспирантов и соискателей.


Л.В.Дехтеринский

В 1972 году произошла первая реорганизация кафедры. После кончины профессора К.Т.Кошкина заведующим кафедрой стал профессор, д-р техн. наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Лев Владимирович Дехтеринский, до этого возглавлявший кафедру эксплуатации и ремонта дорожных машин (ЭРДМ). Кафедра ЭРДМ была создана ректором МАДИ Георгием Ивановичем Зеленковым (1903-1970) в 1956 году. В 1972 году кафедра была разделена на две части: эксплуатационную и ремонтную. Профессорско-преподавательский состав и учебно-производственная база, занятые вопросами эксплуатации, образовали новую кафедру эксплуатации дорожных машин (ЭДМ). Профессорско-преподавательский состав и учебно-производственная база, занятые вопросами ремонта, были объединены с кафедрой «Производство и ремонт автомобилей». Новая кафедра получила название «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» (ПРАДМ).

Профессору Л.В.Дехтеринскому удалось объединить коллектив кафедры на решении новых задач, поставленных в стране экономической реформой 1972 года. На кафедре при сохранении и развитии традиционных научных направлений была проделана большая работа по решению задач повышения качества и эффективности ремонтного производства. Настало время для обобщения и разработки методов решения задач технологии, организации производства и принятия технических решений по результатам анализа и оптимизации технических систем. Начало таким работам и их продолжению положили докторская диссертация профессора Л.В.Дехтеринского и его монография "Некоторые теоретические вопросы ремонта машин", 1970 г., учебники "Технология ремонта автомобилей", 1972 г., "Проектирование авторемонтных предприятий", 1980 г.; "Ремонт автомобилей", 1992 г., выполненные под научной редакцией профессора Л.В.Дехтеринского. Профессор Л.В.Дехтеринский подготовил более 40 кандидатов технических наук.

Вышеперечисленные работы позволили шире взглянуть на практику ремонта и проблемы ремонтного производства. Была создана возможность раскрыть причинно-следственные связи качества ремонта с конструктивно-технологическим формированием ремонтируемых изделий, техническим и организационным уровнем ремонтного производства, состоянием ремонтного фонда, хозяйственно-экономическим механизмом, действующим в условиях реального производства. Этот период был знаменателен тем, что резко оживилась научно-исследовательская работа на кафедре. Совместно с Министерством автомобильного транспорта РСФСР в 1975 г. была создана отраслевая лаборатория повышения качества ремонта автомобилей (ОЛКРА), которую возглавил выпускник кафедры, кандидат технических наук В.В. Чепелевский. Научное руководство лабораторией взял на себя заслуженный деятель науки и техники  РСФСР, профессор, доктор технических наук, Л.В. Дехтеринский. Лаборатория была призвана формировать политику в области ремонта автомобилей и решать задачи, стоящие перед авторемонтными предприятиями РПО «Росавторемпром».


Коллектив кафедры в1987 г.

В 1980 году лабораторией ОЛКРА был разработан и внедрен в Минтрансе РСФСР руководящий документ «Руководство по разработке и внедрению комплексной системы управления качеством ремонта автомобилей в авторемонтном предприятии». За 25 лет существования лаборатории ее руководителями были В.В. Чепелевский, С.К. Лосавио,  Б.С. Васильев, В.Г. Малаков, В.А. Пономарев.  С 1992 года научное руководство лабораторией осуществлял доктор технических наук, профессор Б.П. Долгополов. Лаборатория явилась «кузницей» научных кадров кафедры, ее сотрудниками были лучшие выпускники кафедры, большинство из которых в дальнейшем защитили кандидатские диссертации и в настоящее время работают в университете.

в 1983 году под руководством профессора Л.В.Дехтеринского по заданию Госплана РСФСР была разработана «Единая схема развития авторемонтных предприятий РСФСР», а по заданию Минавтодора РСФСР – «Схема развития предприятий по капитальному ремонту машин и оборудования, производимых для нужд строительства». Ликвидация ведомственных барьеров и оптимизация производственных программ предприятий позволяли в 1,5…2 раза улучшить их технико-экономические показатели и показатели эффективности использования парков машин.

В тот же период при кафедре ПРАДМ продолжала действовать объединенная научно-исследовательская лаборатория на заводе АРЕМЗ-1, которая разрабатывала и оценивала технологические мероприятия по повышению качества ремонта двигателей в системе Главмосавтотранса. На кафедре осуществлялась подготовка научных работников через аспирантуру. Ежегодно обучалось до 15-20 аспирантов. Естественно,   это оказало влияние на успешное продвижение вперед в решении многих сложных проблем ремонтного производства. Наибольший вклад внесли исследования, выполненные канд. техн. наук, профессорами Г.И.Зеленковым и С.И.Румянцевым, канд. техн. наук, доцентами Ф.П.Верещаком, Г.А.Кациграс, Г.А.Малышевым, П.С.Фраеновым, Л.И.Тимошенко, К.Х.Акмаевым,  В.П.Апсиным, В.Ф.Борщовым, В.И.Гусевым, Г.Н.Доценко, В.А.Зориным, В.И.Карагодиным, Б.С.Колясинским, Н.В.Кочновым, В.П.Крюковым, К.С.Лосавио, Н.Н.Митрохиным, А.И.Сергеевым, А.Я.Суриковым, А.Ф.Синельниковым, С.А.Скрипниковым и другими.

Невозможно переоценить интеллектуальный вклад в развитие научной школы кафедры ПРАДМ, внесенный группой ученых, пришедших из Академии бронетанковых войск: докторов технических наук, профессоров Б.П.Долгополова, Р.Е.Есенберлина, Л.К.Челпана, канд. техн. наук, профессоров А.Г.Теплова, Н.Г.Бойко, Ю.Л.Штоля.

 
В.П. Апсин

С 1987 по 1995 гг. кафедру возглавлял канд. техн. наук, профессор Виталий Петрович Апсин – выпускник МАДИ, защитивший кандидатскую и подготовивший докторскую диссертацию на кафедре ПРАДМ. В этот период достижения научной школы кафедры получили дальнейшее развитие. Была создана учебно-исследовательская лаборатория восстановления деталей гальванопокрытиями. На полигоне университета заложен фундамент учебно-производственного центра капитального ремонта автомобильных двигателей. Открыт научно-исследовательский институт технологии ремонта машин (НИИТРМ). Основные достижения научной школы кафедры в этот период опубликованы в монографии "Моделирование процессов восстановления машин" (В.П.Апсин, Л.В.Дехтеринский, С.Б.Норкин, В.М.Приходько. М.: Транспорт, 1996).

С 1988 по 1992 гг. кафедра выполняла большой объем научно- исследовательских работ совместно с ОАО КамАЗ (руководители – доценты В.И.Карагодин и С.А.Скрипников). В этих работах получили дальнейшее развитие научные и практические результаты профессора К.Т.Кошкина. Предложенные им методы повышения эффективности ремонта деталей были адаптированы применительно к агрегатам автомобиля. На предприятиях КамАЗа был реализован новый вид ремонта – централи­зованный ремонт по техническому состоянию (ЦРТС). 

За разработку и внедрение технологических процес­сов предремонтного диагностирования двигателей и их централи­зованного ремонта по техническому состоянию, представленные на выставке «Повышение технического уровня, качества и надежности автомобильной тех­ники», проведенной ВДНХ СССР в 1989 г., руководители и исполнители работ удостоены сереб­ряных медалей и дипломов ВДНХ СССР. 

В тяжелейшем для МАДИ 1992 году и в последующие годы, когда гиперинфляция в стране резко ухудшила материальное положение профессорско-преподавательского состава, а руководство вуза принимало экстренные меры для сохранения коллектива, профессор В.П.Апсин создавал дополнительные рабочие места и добился того, что с кафедры ПРАДМ в этот период не ушел ни один сотрудник.

 
В.А. Зорин

С 1995 по 2025 гг. заведующим кафедрой являлся профессор, д-р техн. наук, заслуженный деятель науки РФ Владимир Александрович Зорин.

В 1970 г. он окончил МАДИ и затем прошел путь от инженера, аспиранта, старшего преподавателя до декана факультета дорожных и технологических машин, заведующего кафедрой «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин». Профессор  В.А.Зорин является автором ряда фундаментальных работ и ведет активную научно-исследовательскую деятельность в области обеспечения качества машин на стадиях проектирования, производства, эксплуатации и ремонта. Его учебники и научные труды в области обеспечения надежности строительных и дорожных машин широко используются в проектно-конструкторских организациях, на машиностроительных и ремонтных заводах, а также в учебном процессе вузов

Профессор  В.А.Зорин продолжил добрые традиции развития научных исследований и учебно-материальной базы кафедры. На полигоне университета завершено создание учебно-производственного центра капитального ремонта автомобильных двигателей. Получили дальнейшее развитие научные и производственные связи кафедры с вузами-партнерами, научно-исследовательскими организациями и производственными предприятиями.

Профессору  В.А.Зорину удалось сбалансировать различные направления научных исследований кафедры. В 1972 году профессор Л.В.Дехтеринский выражал сомнения в целесообразности объединения в рамках одной кафедры направлений ремонта автомобилей и дорожно-строительных машин, мотивируя это тем, что массовость автомобильной техники может оттеснить на обочину внимание к вопросам ремонта дорожно-строительных машин. Благодаря его усилиям, эту опасность удалось сгладить, но исключить полностью не получилось. Профессор  В.А.Зорин, будучи учеником Л.В.Дехтеринского, продолжил его работы в области ремонта дорожно-строительных машин, защитил докторскую диссертацию в этом научном направлении и продолжил развивать его на кафедре. Наряду с этим большое внимание уделяется исследованиям в области создания новых полимерных композиционных материалов для производства и ремонта деталей транспортно-технологических машин и технологиям 3D-моделирования.

Свидетельством признания высокого уровня исследований, проводимых на кафедре, является присуждение за  разработку новых процессов технического диагностирования металлоконструкций с использованием интеллектуальных материалов профессору кафедры д-ру техн. наук Н.И.Бауровой премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2013 год, а также избрание ряда сотрудников кафедры действительными членами ряда академий. Профессор  В.А.Зорин избран академиком Российской академии проблем качества, профессор  В.И.Карагодин, доценты А.П.Павлов, С.А.Скрипников и Н.Н.Митрохин – академиками Международной академии информационных технологий.

Традиции кафедры были продолжены также в области подготовки и повышения квалификации кадров. Профессор  В.А.Зорин осуществлял научное руководство подготовкой успешно защищенных докторских диссертаций Н.И.Бауровой и Е.А.Косенко, ряда кандидатских диссертаций сотрудников кафедры и аспирантов. Поэтому, когда наступило время второй реорганизации кафедры, она подошла готовой к этому мероприятию, а профессор В.А.Зорин обеспечил себе достойную смену.

В 2025 году кафедра была объединена с кафедрой дорожно-строительных машин (ДСМ) и получила новое название «Производство и ремонт автомобилей и дорожно-строительных машин» (ПРАДМ).

Кафедра ДСМ была создана в 1943 г. В период с 1943 по 2025 год кафедру поочерёдно возглавляли профессора Ф.П.Катаев, В.К.Белиловский, Н.Г.Домбровский, А.А.Бромберг, А.Н.Зеленин, В.И.Баловнев, Ю.А.Ганькин, Г.В.Кустарев. Основными направлениями научных работ кафедры были исследования, анализ и разработка техники для транспортного строительства и аэродромно-технического обеспечения полётов авиации. На кафедре получили развитие научные направления, связанные с исследованиями рабочих процессов строительных и дорожных машин, изучением напряжённого состояния, надёжности их элементов, анализом конкурентоспособности и эффективности машин, разработкой и апробацией новых принципов и нетривиальных конструктивных решений. Исследования опирались на богатейший научно-методический опыт заведующих кафедрой и преподавателей, среди которых были В.В.Тарасов, В.С.Заленский, Г.Г.Зеличёнок, И.П.Керов, А.И.Вощинин, П.А.Надальяк, М.А.Кононенко, Н.Н.Абрамов, О.Ю.Коротин, А.Б.Ермилов, Г.Н.Карасёв, А.Н.Новиков и многие другие, а также на уникальное и постоянно модернизируемое экспериментально-техническое оснащение лабораторий кафедры в главном корпусе университета и на полигоне МАДИ.

 
А.Ю. Коноплин

В 2013 году в состав кафедры ДСМ на правах отдельной секции вошла кафедра ЭДМ, образованная в 1972 году из части кафедры ЭРДМ, а к 2013 году имевшая название «Эксплуатация и сервис дорожно-строительных машин» (ЭСДМ). В период с 1972 по 2013 год кафедрой руководили профессора В.И.Баловнев, А.М.Шейнин, Е.С.Локшин. Кафедра стала инициатором и организатором открытия в Российской Федерации подготовки инженеров по новой специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (строительные, дорожные и коммунальные машины)».

Таким образом, в 2025 году кафедра «Производство и ремонт автомобилей и дорожно-строительных машин» (ПРАДМ) стала комплексной кафедрой, объединившей подготовку специалистов и научно-исследовательские работы в области создания, эксплуатации и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин. Руководит кафедрой кандидат технических наук, доцент Александр Юрьевич Коноплин.