Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» | Научные школы

Кафедра «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» | Научные школы


Исследования, выполненные под руководством профессора, д-ра техн. наук, засл. деятеля науки РСФСР В.В.Ефремова, имели исключительно большое влияние на развитие производственной базы автомобильного транспорта в нашей стране. За короткий период времени была создана мощная индустрия по капитальному ремонту автомобилей, а затем и по ремонту автомобильных агрегатов, узлов и деталей, позволившая вместе с автомобильной промышленностью удовлетворять потребность страны в автомобильных средствах.

Заслуга профессора В.В.Ефремова и коллектива научных работников, которым он руководил, состояла в том, что они впервые установили факт разной интенсивности накопления износа деталями автомобилей за пробег до их предельного состояния. Это обстоятельство послужило основанием для расчета невостребованной в процессе эксплуатации части эксплуатационного допуска деталей с меньшей интенсивностью накопления износа.

Положительное значение этих работ особенно проявилось в годы ВОВ и в восстановительный период разрушенного войной народного хозяйства страны. В 1948 г. профессор В.В.Ефремов издал учебник "Ремонт автомобилей". В.В.Ефремов первым открыл основополагающий закон старения механических систем (автомобилей), который можно сформулировать следующим образом: закон неравенства интенсивностей накопления "износа" (повреждений) у деталей автомобиля, проявляющийся у них через различие остаточного ресурса за пробег автомобиля до предельного состояния.

В связи с этим профессор В.В.Ефремов заслуженно считается основоположником первой научной школы по ремонту автомобилей в нашей стране.

Невозможно переоценить интеллектуальный вклад в развитие научной школы кафедры ПРАДМ, внесенный группой ученых, пришедших из Академии бронетанковых войск д-ра техн. наук, профессора Б.П.Долгополова, канд. техн. наук, профессора А.Г.Теплова, канд. техн. наук, профессора Ю.Л.Штоля, д-ра техн. наук, профессора Есенберлина.

Анализ работы кафедры и ее научной школы за истекшие годы показывает, что за этот период сделан определенный вклад в развитие науки о ремонте машин и развитие ремонтного производства. Заслугой научной школы кафедры является открытие двух основополагающих законов, определивших перспективную эффективность и социальную значимость ремонта машин как сферы деятельности общественного производства:

  1. закон старения механических систем;
  2. закон повышения эксплуатационной надежности стареющих механических систем.

Использование общих законов позволило разработать методы и теоретические положения улучшения качества и повышения эффективности использования производимых и ремонтируемых машин.

Выполненные коллективом кафедры исследования, позволили:

  • сформировать основы теории эффективности ремонтного производства;
  • дополнить теорию точности механизмов и машин методом определения допустимых отклонений размеров, формы и взаимного положения поверхностей деталей и сборочных единиц при капитальном ремонте машин в зависимости от величины межремонтного ресурса;
  • разработать методические и организационные основы управления качеством ремонта автомобилей и дорожных машин на ремонтных предприятиях;
  • раскрыть основные закономерности образования отдельных дефектов и их комплектов на деталях, которые были использованы для обоснования стратегии дефектации и установления оптимального числа технологических маршрутов ремонта деталей;
  • разработать методы оптимизации числа контролируемых параметров при организации операционного и приемочного контроля ремонтируемых деталей;
  • создать новые технологические процессы ремонта деталей с использованием плазменного напыления, пайки и других технологических методов;
  • разработать метод обеспечения требуемой точности сборки узлов, агрегатов при капитальном ремонте автомобилей и дорожных машин, особенностью которого является компенсация погрешностей не по отдельной поверхности, а по детали в целом;
  • разработать научные основы проектирования технологических процессов ремонта деталей с использованием ЭВМ и предложить методы оценки их качества;
  • разработать методы решения задач оптимизации специализации, размещения и мощности не только единичных, но и системы ремонтных предприятий;
  • разработать методику проектирования технологических процессов разборки и сборки узлов и агрегатов.

В рамках научной школы защищены диссертационные работы и проводятся научные исследования по следующим вопросам:

  • управление надежностью изделий машиностроения с помощью смазочных материалов и рабочих жидкостей;
  • повышение надежности и ремонтопригодности изделий машиностроения с помощью полимерных синтетических материалов;
  • разработка методов технической экспертизы и оценки технического состояния дорожно-строительных машин;
  • разработка методов управления надежностью машин в процессе эксплуатации;
  • разработка методов обеспечения и оценки качества изделий машиностроения на стадиях проектирования, производства, эксплуатации и ремонта;
  • анализ рисков и оценка безопасности дорожно-строительных и транспортных машин;
  • разработка новых технологических методов производства и ремонта дорожно-строительных и транспортных машин с применением наноматериалов.

В настоящее время сотрудники кафедры продолжают исследования в перечисленных направлениях в рамках сложившейся научной школы, бережно сохраняя ее традиции.

1