Кафедра «Производство и ремонт автомобилей и дорожных машин» | Научные школы
Исследования, выполненные под руководством профессора, д-ра техн. наук, засл. деятеля науки РСФСР В.В.Ефремова, имели исключительно большое влияние на развитие производственной базы автомобильного транспорта в нашей стране. За короткий период времени была создана мощная индустрия по капитальному ремонту автомобилей, а затем и по ремонту автомобильных агрегатов, узлов и деталей, позволившая вместе с автомобильной промышленностью удовлетворять потребность страны в автомобильных средствах.
Заслуга профессора В.В.Ефремова и коллектива научных работников, которым он руководил, состояла в том, что они впервые установили факт разной интенсивности накопления износа деталями автомобилей за пробег до их предельного состояния. Это обстоятельство послужило основанием для расчета невостребованной в процессе эксплуатации части эксплуатационного допуска деталей с меньшей интенсивностью накопления износа.
Положительное значение этих работ особенно проявилось в годы ВОВ и в восстановительный период разрушенного войной народного хозяйства страны. В 1948 г. профессор В.В.Ефремов издал учебник "Ремонт автомобилей". В.В.Ефремов первым открыл основополагающий закон старения механических систем (автомобилей), который можно сформулировать следующим образом: закон неравенства интенсивностей накопления "износа" (повреждений) у деталей автомобиля, проявляющийся у них через различие остаточного ресурса за пробег автомобиля до предельного состояния.
В связи с этим профессор В.В.Ефремов заслуженно считается основоположником первой научной школы по ремонту автомобилей в нашей стране.
Невозможно переоценить интеллектуальный вклад в развитие научной школы кафедры ПРАДМ, внесенный группой ученых, пришедших из Академии бронетанковых войск д-ра техн. наук, профессора Б.П.Долгополова, канд. техн. наук, профессора А.Г.Теплова, канд. техн. наук, профессора Ю.Л.Штоля, д-ра техн. наук, профессора Есенберлина.
Анализ работы кафедры и ее научной школы за истекшие годы показывает, что за этот период сделан определенный вклад в развитие науки о ремонте машин и развитие ремонтного производства. Заслугой научной школы кафедры является открытие двух основополагающих законов, определивших перспективную эффективность и социальную значимость ремонта машин как сферы деятельности общественного производства:
- закон старения механических систем;
- закон повышения эксплуатационной надежности стареющих механических систем.
Использование общих законов позволило разработать методы и теоретические положения улучшения качества и повышения эффективности использования производимых и ремонтируемых машин.
Выполненные коллективом кафедры исследования, позволили:
- сформировать основы теории эффективности ремонтного производства;
- дополнить теорию точности механизмов и машин методом определения допустимых отклонений размеров, формы и взаимного положения поверхностей деталей и сборочных единиц при капитальном ремонте машин в зависимости от величины межремонтного ресурса;
- разработать методические и организационные основы управления качеством ремонта автомобилей и дорожных машин на ремонтных предприятиях;
- раскрыть основные закономерности образования отдельных дефектов и их комплектов на деталях, которые были использованы для обоснования стратегии дефектации и установления оптимального числа технологических маршрутов ремонта деталей;
- разработать методы оптимизации числа контролируемых параметров при организации операционного и приемочного контроля ремонтируемых деталей;
- создать новые технологические процессы ремонта деталей с использованием плазменного напыления, пайки и других технологических методов;
- разработать метод обеспечения требуемой точности сборки узлов, агрегатов при капитальном ремонте автомобилей и дорожных машин, особенностью которого является компенсация погрешностей не по отдельной поверхности, а по детали в целом;
- разработать научные основы проектирования технологических процессов ремонта деталей с использованием ЭВМ и предложить методы оценки их качества;
- разработать методы решения задач оптимизации специализации, размещения и мощности не только единичных, но и системы ремонтных предприятий;
- разработать методику проектирования технологических процессов разборки и сборки узлов и агрегатов.
В рамках научной школы защищены диссертационные работы и проводятся научные исследования по следующим вопросам:
- управление надежностью изделий машиностроения с помощью смазочных материалов и рабочих жидкостей;
- повышение надежности и ремонтопригодности изделий машиностроения с помощью полимерных синтетических материалов;
- разработка методов технической экспертизы и оценки технического состояния дорожно-строительных машин;
- разработка методов управления надежностью машин в процессе эксплуатации;
- разработка методов обеспечения и оценки качества изделий машиностроения на стадиях проектирования, производства, эксплуатации и ремонта;
- анализ рисков и оценка безопасности дорожно-строительных и транспортных машин;
- разработка новых технологических методов производства и ремонта дорожно-строительных и транспортных машин с применением наноматериалов.
В настоящее время сотрудники кафедры продолжают исследования в перечисленных направлениях в рамках сложившейся научной школы, бережно сохраняя ее традиции.