Кафедра «Инженерная педагогика, социология и управление» | Федеральная программа «Обучение служением»
2024-2025 учебный год
Старт Программы «Обучение служением»
В сентябре 2024 года в МАДИ стартовала Всероссийская ежегодная программа «Обучение служением». Эта инициатива стала центром притяжения университетского сообщества, социальных партнеров и государственных структур, объединённых целью создавать и реализовывать социально значимые проекты для общества и страны в целом.
Основные цели и направления программы
- Развитие профессиональных компетенций через практическое участие в социальных проектах.
- Оказание реальной помощи нуждающимся.
- Формирование социально ответственных и активных граждан.
Мероприятия и ключевые выступления
На торжественном старте программы выступили:
- Татьяна Владимировна Федюкина, на момент проведения мероприятия – доцент кафедры «Социология и управление», а в настоящее время врио кафедры «Инженерная педагогика, социология и управление», – рассказала о концепции служения как важнейшем аспекте социальной ответственности, формах волонтерства и их влиянии на развитие личности и общества.
- Андрей Владимирович Старых, директор центра поддержки и развития патриотического воспитания «Гвардия», поделился опытом реализации патриотических инициатив, формирующих ответственность и гражданскую активность молодых.
- Нелли Хасяновна Сафиулина, директор фонда «Люблю жизнь», акцентировала внимание на инклюзивной культуре, роли волонтёрства и необходимости создания условий для участия людей с ограниченными возможностями в общественной жизни.
В рамках старта программы был проведен тренинг «Хакатон Добра» на актуальную тему: «Электросамокаты в городе. Последствия и регуляторные вызовы».
Работая в командах, участники проявили инициативу и коллективное творчество, предлагая решения, способные повысить безопасность и комфорт при использовании электросамокатов в городских условиях.
Команда руководителей студенческих проектов: 2024 – 2025 уч. год
- Бубенцов Владимир Юрьевич – доцент, к.т.н.
- Воронцова Елена Анатольевна – доцент, к.с.н.
- Захарян Марина Алексеевна – доцент, к.п.н.
- Карпова Арина Игоревна – ассистент кафедры
- Мальцева Ирина Викторовна – доцент, к.с.н.
- Федюкина Татьяна Владимировна – доцент, к.п.н.
17 июля 2025 года прошла процедура публичной защиты разработанных студентами проектов. В мероприятии приняли участие представители некоммерческих организаций, партнеры программы, преподаватели кафедр МАДИ. Тематика проектов отражала широкий спектр решенных социальных задач.
Тематика студенческих проектов в рамках программы «Обучение служением» в 2024-2025 учебном году
|
№ п/п |
Тема проекта |
Цель проекта |
|
1. |
Оказание помощи целевой аудитории проекта в ремонте их транспортных средств, формирование положительного отношения населения к данной профессии, повышение ее имиджа. Получение студентами реального представление о своей профессии посредством волонтерской деятельности |
|
|
2. |
|
Формирование эффективной системы информирования и мотивации абитуриентов для массового привлечения талантливой молодежи к участию в олимпиаде «Все дороги ведут в МАДИ» |
|
3. |
«В лабиринте скрытых опасностей»
|
Формирование у обучающихся школ культуры поведения на дорогах как части культуры собственной безопасности жизнедеятельности, а также безопасности окружающих с помощью освоения необходимых знаний, овладения практическими навыками поведения на дорогах и их применения в повседневной жизни; вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике детского травматизма среди сверстников |
|
4. |
«МАДИ В ИСТОРИИ: ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ – ВЕЛИКИЕ ДЕЛА» |
Проект ставит своей целью решить актуальную социальную проблему – недостаточную осведомлённость о вкладе университета в развитие страны и дефицит мотивации у будущих инженеров На основе архивных данных, опросов и статистики доказана необходимость популяризации истории МАДИ для: - укрепления профессионального сообщества, - привлечения абитуриентов, - сохранения научного наследия для будущих поколений. Этот проект не только образовательный, но и социально-экономический, так как способствует подготовке кадров для стратегически важных отраслей |
|
5. |
Создание интерактивной цифровой экспозиции на основе исторических фотографий музея МАДИ (Московского автомобильно-дорожного института) с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ) |
|
|
6. |
|
Реализовать потребность молодёжи к техническим профессиям и инженерии, показывая, как они влияют на развитие общества. Проект "За Нами Будущее" имел ряд ключевых целей и задач, направленных на комплексное развитие авто культуры в Москве: • Повышение безопасности дорожного движения •Формирование экологического сознания • Поддержка талантливой молодежи • Сохранение и популяризация истории автомобилестроения • Развитие автомобильного туризма • Формирование позитивного имиджа авто культуры |
|
7. |
Создание и популяризация цифровых материалов, направленных на сохранение памяти о героизме советских солдат в годы Великой Отечественной войны, а также системная работа по патриотическому воспитанию молодежи через современные форматы взаимодействия |
|
|
8. |
Донести до широкой аудитории понятную и объективную информацию о том, что такое БПЛА, как они работают, каковы их возможности и ограничения. Предоставить практические знания и навыки, необходимые для защиты своей жизни |
|
|
9. |
Создание и внедрение удобного и функционального Telegram-бота для первокурсников МАДИ, направленного на упрощение ориентации в университете, предоставление актуальной справочной информации и формирование единого цифрового пространства для первичного взаимодействия студентов с инфраструктурой вуза |
|
|
10. |
Создать яркий, убедительный видеопродукт, который: повышает осведомлённость студентов, абитуриентов и преподавателей о программе «Обучение служением» и спектре социальных проектов МАДИ; мотивирует к участию: минимум 200 новых заявок в студенческий проектный офис и +15% регистраций на олимпиаду «Все дороги ведут в МАДИ» в течение учебного года; транслирует модель service learning другим вузам, демонстрируя готовые кейсы и шаги внедрения |
|
|
11. |
Повышение эффективности содействия профессиональному самоопределению, трудоустройству и развитию карьерных компетенций студентов и выпускников университета через расширение деятельности центра карьеры и внедрение современных форматов взаимодействия с работодателями |
|
|
12. |
Повысить уровень подготовки студентов и начинающих специалистов технических специальностей за счет создания студенческого инженерно-технического клуба |
|
|
13. |
Создание удобной онлайн-платформы (сайта и телеграмм-бота) для оперативного поиска пропавших животных, объединения информированности о способах профилактики потерь питомцев |
|
|
14. |
Управляй экомобильностью – «Безопасно. Зелено. По-русски»
|
Интеграция студентов-иностранцев в культуру и историю России, Москвы и Московской области через создание доступной и безопасной среды для организации их экомобильности по Москве и Московской области |
|
15. |
«Шефская работа в образовательных учреждениях по направлению Финансовая грамотность» |
Целью проекта: снизить количество пострадавших от мошенников, научить подростков критически оценивать подозрительные ситуации и правильно реагировать на попытки обмана |
|
16. |
Сделать переход на электромобили доступным и понятным для всех социальных и возрастных групп, включая малообеспеченные слои населения и жителей регионов с недостаточной инфраструктурой |
|
|
17. |
«Коворкинг-крыша – зеленый дом»
|
Формирование рекреационной зоны "Зелёная Крыша МАДИ" для проведения образовательных мероприятий, направленных на повышение экологической осознанности студентов и сотрудников, а также на исследование потенциала горизонтального озеленения в улучшении микроклимата городской среды и повышении энергоэффективности зданий |
|
18. |
Создать набор визуализированных инструкций по безопасности, которые повысят вовлечённость в соблюдение норм и снизят количество нарушений |
|
|
19. |
Формирование общественного пространства ОСЦ «Полигон» для организации мероприятий, которые можно проводить в любое время года, такие как: реконструкции, лазертаг, пейнтбол, отработка тактических и стратегических действий |
|
|
20. |
Упрощение контроля состояния дорожного полотна, повышение безопасности на дорогах, снижение расходов на ремонт транспорта. Задание оптимального и лёгкого для понимания приложения для создания качественных дорог и молниеносного устранения дефекта и некачественного реконструирования путём подачи заявок через приложение |
Ссылки:
- Хакатоны – итоговый ролик
- Обучение служением. МАДИ. 2024-25.
2025-2026 учебный год
15 сентября 2025 года в МАДИ прошел ежегодный всероссийский старт программы «Обучение служением» в день единых действий – Добро как норма жизни.
На мероприятии у студентов, которым только предстоит погружение в программу, была возможность принять участие в мотивационных диалогах с Первым заместителем Председателя Совета Ассоциации волонтерских центров Антоновым Кириллом Максимовичем, в процессе диалога было отмечено: «Это уникальный шанс уже во время учебы применить свои знания в реальных проектах, получить опыт работы с крупными партнерами и создать весомый кейс для своего портфолио».
Также в открытии нового сезона принял участие Заместитель главы управы района Аэропорт по работе с населением Недышилов Анатолий Геннадьевич:
«Для студентов МАДИ это отличная возможность профессионального роста. Вы не просто получаете зачеты, а приобретаете реальные компетенции в управлении проектами и командами, которые высоко ценятся на рынке труда».
Спикеры отметили, что «Обучением служением» расширяет понятие университетского образования.
Преподавателям кафедры, как специалистам в области управления персоналом и проектами, эти слова были особо значимы.
На мероприятии были отражены результаты социальных проектов предыдущего учебного года, которые безусловно носили мотивационный характер.