Кафедра «Автомобили» | История кафедры

Рождение кафедры «Автомобили» относится к 1930 году, когда постановлением Совнаркома СССР от 13 декабря был организован Московский автомобильно-дорожный институт.

Первым заведующим кафедрой был профессор Николай Романович Брилинг (член-корреспондент АН СССР с 1953 г.) С 14 декабря 1936 года заведующим кафедрой стал профессор Евгений Александрович Чудаков(академик АН СССР с 1939 г.), при котором из кафедры «Автомобили» выделилась отдельная кафедра «Двигатели внутреннего сгорания», а кафедра «Автомобили» стала называться «Автомобили и тракторы» и просуществовала под таким названием до 1959 года. С 1938 года по 1949 год кафедру возглавлял профессор Николай Алексеевич Яковлев.

В 1953 г. для руководства кафедрой был приглашен главный конструктор легковых автомобилей завода ЗИС, лауреат государственных премий, заслуженный деятель науки и техники профессор Андрей Николаевич Островцев, под руководством которого создан ряд легковых автомобилей малого и высшего классов. Он возглавляет кафедру с 1953 года по 1983 год, а с 1984 по 1988 гг. работает профессором-консультантом кафедры.

В эти годы значительно расширилась материальная база кафедры. Были организованы 4 учебных лаборатории, оснащенные оборудованием для изучения автомобилей ГАЗ-51, ЗИЛ-150, тракторов ДТ-54, С-80. Большую работу по организации лабораторий провел заведующий лабораторией Б.В.Колчин.

Для работы на кафедре приглашены Г.С.Хлопов (работал в 1954-1962 гг.), Г.И.Гордеев (1960-1964 гг.), Ганс (1959-1964гг.), Н.М.Сергеев (1954-1985 гг.), А.П.Карпачев (1956-1964 гг.), И.О.Шлиппе (с 1960 г.). Курс «Теория автомобиля» возглавил проф. В.А.Иларионов.

Из наиболее склонных к научной работе студентов кафедра выбирала достойных для дальнейшей учебы в аспирантуре. Так, окончивший МАДИ в 1935 году С.М.Красиков был принят в аспирантуру кафедры, и одновременно вел педагогическую работу. В 1940 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме «Расчет движения автомобиля». После защиты диссертации был ассистентом кафедры, а с 1942 года — доцентом кафедры «Автомобили и тракторы». Вся жизнь его связана с институтом и кафедрой. В тяжелые военные годы он вел работу как заместитель заведующего кафедрой, а впоследствии, уже в послевоенные годы, как декан вечернего автомобильного факультета.

Из числа подготовленных в аспирантуре молодых специалистов и кандидатов технических наук кафедра пополняла свой состав. Так, с 1965 года становятся ассистентами В.К.Вахламов (ныне профессор), с 1967 года В.Р.Магдесян, В.П.Словеснов, А.С.Паршин. С 1968 года с приходом на кафедру профессора А.Н.Нарбута получило развитие новое направление — гидромеханические передачи автомобилей. Совершенствовались курсы «Основы конструкций автомобилей» и «Рабочие процессы автомобилей» с приходом на кафедру доцента А.Ф.Мащенко (1964-1973 гг.), Л.Ф.Рудакова (1964-1977 гг.), Н.Н.Вишнякова (1970-1988 гг.), профессоров Я.Е.Фаробина(с 1976-1997 г.), А.К.Фрумкина (с 1969-1990 г.г.), А.С. Литвинова (с 1968- 1990 г.г.), доцента А.И.Мамлеева (с 1973-1985 г.г.).

С пополнением кафедры инженерным составом: И.Н.Порватовым. К.А.Пахомовым, А.А.Никитиным, А.И.Архиповым, В.А.Кравцевой, Н.С.Гринбергом, Д.Р.Бокаревым, Б.Ф. Еникеевым, А.М.Ивановым, А.А.Орловым, П.М.Синицыным, А.Н.Симаковым, А.Н. Солнцевым, многие из которых впоследствии стали ассистентами и доцентами кафедры, началась организация новой лаборатории на полигоне МАДИ. К настоящему времени эта лаборатория введена в строй оснащена стендом для исследования трансмиссий.

По инициативе заведующего кафедрой доктора технических наук, профессора А.Н.Островцева при кафедре «Автомобили» в рамках специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта» организована специализации «Методы испытаний и исследований автомобилей и агрегатов».

Под руководством старшего преподавателя Н.М.Сергеева на кафедре была создана первая учебная лаборатория в автобусе на базе автомобиля ГАЗ-51.

Учебная ходовая лаборатория впервые была оснащена современной, для того времени, электронной аппаратурой. В ней были организованы лабораторные работы в реальных дорожных условиях по исследованию тягово-скоростной характеристики автомобиля, топливно-экономических показателей на различных (установившихся и неустановившихся) режимах движения, а также тормозных свойств. Были изготовлены «пятое колесо» с датчиков скорости в виде тахогенератора переменного тока, объемный расходомер топлива, стреляющий отметчик начала торможения. Многое оборудование было изготовлено высококвалифицированным учебно-вспомогательным персоналом кафедры: Ю.П.Погосовым, Б.Кольченко, Б.Черняком, П.Хайтом.

Эта ходовая лаборатория в период с 1960 по 1970 годы несколько раз видоизменялась и совершенствовалась. Большой вклад в ее развитие внесла О.И.Ашкалуни, руководившая лабораторией, в период 1961-1965 годов.

В 1960 году кафедра прекращает преподавание курса «Трактора» и переименовывается в кафедру «Автомобили».

В этот же период расширяются связи с производственными и научно-исследовательскими организациями. Кафедра получила ряд заказов на выполнение новых разработок.

Впервые в СССР совместно с НАМИ группой в составе В.Г.Хоботова, Н.М.Сергеева и А.А.Юрчевского под руководством П.И.Тараненко был создан стенд с беговыми барабанами для тягово-скоростных испытаний автомобилей, позволивший автоматически воспроизводить режим нагружения, эквивалентный нагрузке в реальных дорожных условиях на неустановившихся режимах движения. За разработку этого стенда группа получила авторское свидетельство Комитета по делам изобретений. Впоследствии такие же стенды с участием кафедры «Автомобили» были созданы на заводе им. Лихачева и во Всесоюзном институте механизации сельского хозяйства.

В 1963 году кафедра приобрела легковой автомобиль ГАЗ-21, на котором начала создаваться еще одна ходовая лаборатория по исследованию управляемости и устойчивости автомобиля. Работы велись группой (в то время) аспирантов: А.А.Юрчевским, О.И.Ашкалуни под руководством профессора В.А.Иларионова.

В 1968 году на кафедру пришел профессор А.С.Литвинов, ранее работавший в Академии БТВ.

На договорных началах совместно с ЗИЛ и научно-исследовательским институтом шинной промышленности аспирантами В.В.Куюковым, Ю.Л.Мариенбахом и Е.А.Черейским под руководством профессоров А.Н.Островцева и А.С.Литвинова велись работы по исследованию устойчивости и управляемости автомобиля ЗИЛ-130 на шинах различных модификаций.

С 1964 года под руководством профессора В.А.Иларионова в лаборатории кафедры была начата новая интересная поисковая научно-исследовательская работа по созданию программной системы управления автомобилем. Сама идея создания автомобиля, который мог бы двигаться без человека по заданному маршруту, вначале воспринималась как фантастика. Тем не менее после тщательной теоретической проработки задач программирования траектории движения с учетом управляемости, устойчивости и характеристик жесткости шин и элементов управления ассистенту. А.А.Юрчевскому удалось найти приемлемое решение. Созданы были как управляющая электронная аппаратура, так и исполнительные механизмы. Весь комплекс был установлен в автомобиле ГАЗ-21. Первые испытания автомобиля без человека, оснащенного системой программного управления, были проведены на Шереметьевском аэродроме, поскольку этой машиной заинтересовались в НИИ гражданской авиации. Однако понадобилось еще 4 года упорного труда, пока автомобиль начал достаточно точно двигаться по заданной траектории. За это время управляющая аппаратура и исполнительный механизм автоводителя претерпели существенные изменения. Результаты работ послужили основой для развития теории управления движением транспортных роботов, а А.А.Юрчевскому была присуждена ученая степень кандидата технических наук.

Велся большой цикл научных работ совместно с отделом безопасности движения НИИАТ и факультетом психологии МГУ. Впервые были созданы радиотелеметрический прибор для определения времени реакции водителя в реальной дорожной обстановке, телевизионный автомобильный тренажер, проекционный стенд для исследования восприятия водителем координат окружающих объектов. В дальнейшем работы с НИИАТ были продолжены в направлении создания комплекса приборов для диагностики тормозной системы автомобилей семейства КАМАЗ, всего было создано 16 модификаций таких приборов.

Кафедра постоянно вела работу по расширению аспирантуры, большое внимание которой уделял профессор В.В.Осепчугов, являющийся с 1964 года заместителем заведующего кафедрой. Из числа подготовленных в аспирантуре кафедры молодых кандидатов наук кафедра пополняла свой состав. Так, с 1965 года становится ассистентом кафедры канд. техн. наук В.К.Вахламов, с 1967 года зачислен инженером НИС В.Р. Магдесян, с 1967года на кафедру приходит А.Н.Нарбут, защитивший впоследствии (в1948 году)) диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук .

В это время на кафедре проводятся мероприятия по совершенствованию преподавания учебных дисциплин. Происходит четкое разделение курса «Автомобили» на три цикла: «Основы конструкций автомобилей» под руководством доц. Л.Ф.Рудакова, «Теория автомобиля под руководством профессора А.С.Литвинова и курса «Конструкция и расчет автомобиля» под руководством профессора А.К.Фрумкина. Руководителем специализации «Методы испытаний и исследований автомобилей и агрегатов» назначается с 1969 года канд. техн. наук, доцент А.А.Юрчевский. В 1976 году организовывается новая специализация «Специализированный подвижной состав» под руководством профессора Я.Е.Фаробина. В каждом из учебных циклов создаются свои коллективы преподавателей.

С 70-х годов сотрудники и преподаватели кафедры приглашаются для работы за рубежом. Так, на 3 года был приглашен работать в Алжир доц. А.С.Паршин, на 2 года на Кубу — доц. А.А.Юрчевский, А.А.Никитин — на 3 года в Афганистан, И.Н.Порватов работал в Сирии, Алжире, Гвинее, А.М.Иванов — в ГДР (стажировка).

Во время отсутствия этих преподавателей в МАДИ их замещали другие. В основном это были выпускники МАДИ, то есть те, кого кафедра знала по активной научной работе. Это дало возможность готовить перспективный контингент для обновления и пополнения в будущем преподавательского состава. Так, И.Н.Порватов после защиты кандидатской диссертации в 1978 году стал ассистентом кафедры (с 1983 года — доцент).

В эти же годы активизируется участие студентов в научной работе. Дипломные проекты студентов группы специализации «Методы испытания и исследования автомобилей и агрегатов» выполняются на уровне изобретений. К таким относятся разработки комплексов приборов для исследования увода автомобильных шин, аэродинамические трехкоординатные весы, регистратор траектории движения автомобиля, диагностические стенды. Работы выполнялись не только в теоретической проработке, но и с воплощением их в металле, с помощью механиков и инженеров кафедры. 17 авторских свидетельств были получены студентами и сотрудниками кафедры с 1970 по 1976 гг. Авторы изобретений (тогда еще студенты) — В.Р.Магдесян, В.П.Словеснов, механик Ю.П.Погосов, В.Ю.Болтунов, инж. В.У.Хренов и др.

В 1971 году кафедра получила новый автобус ПАЗ-672. Началась работа по созданию новой учебной ходовой лаборатории. При разработке этой лаборатории, которая велась с участием студентов, при их дипломном проектировании, предусматривалось создать индивидуальные рабочие места для выполняющих лабораторные работы с отдельными комплексами измерительной и регистрирующей аппаратуры. За два года поисковых и проектных работ был найден приемлемый вариант. С 1973 года началась работа по оборудованию ходовой лаборатории. За сравнительно короткий срок (1 год) лаборатория была смонтирована и пущена в эксплуатацию. В автобусе имелось 14 рабочих мест, на которых студенты могли индивидуально регистрировать диаграммы рабочих процессов при проведении тягово-скоростных, тормозных и топливно-экономических испытаний. Руководство лабораторным циклом было поручено Н.М.Сергееву. Техническая подготовка лабораторных работ выполнялась механиком В.Ю.Болтуновым, а после перехода его на другую работу — выпускником МАДИ инж. Е.Я.Семеновым. За годы эксплуатации ходовая лаборатория совершенствовалась, дополнялась новым оборудованием.

В 1986 году на кафедру «Автомобили» переведена специализация «Автомобили для спорта». Ранее этот курс читался на кафедре «Организация перевозок и безопасность движения».

Руководителем специализации был назначен канд. техн. наук П.И.Тараненко. Под его руководством была организована перепланировка помещений, проведены строительные работы и в результате создана еще одна лаборатория — «Спортивные автомобили». В группе специализации «АС» велась подготовка инженеров-механиков и преподавателей для спортивных автошкол, автомотоклубов. Студенты изучали особенности конструкций спортивных автомобилей, методы проектирования и расчета, организацию и методику проведения соревнований. Выезжали на соревнования, где получали практические навыки по своей будущей работе. Для практики использовалась и лаборатория спортивных автомобилей на полигоне МАДИ. В декабре 1986 года приказом ректора МАДИ на основании договора между центральным научно-исследовательским институтом НАМИ и МАДИ, утвержденного Минавтопромом СССР при НАМИ был создан филиал кафедры «Автомобили и автотракторные двигатели». На него было возложено проведение лабораторных работ по испытаниям автомобилей и агрегатов на стендовой базе НАМИ для групп специализации, организация экскурсий по научным отделам и на полигон, руководство производственной практикой студентов 4-го курса и преддипломной практикой студентов 5-го курса, а также частично руководство дипломным проектированием.

Расширение лабораторной базы кафедры и ее территориальная разобщенность потребовали децентрализации руководства лаборатории. Так, с 1986 года руководство научной лабораторией в боксе № 3 поручено инженеру П.М.Синицыну, окончившему МАДИ в 1980 году. Для руководства учебной лабораторией в новом корпусе назначен в 1987 году Ю.Н.Цурков. В связи с увеличением объемов работ происходят также некоторая перестановка кадров внутри кафедры. В группу, руководимую профессором Я.Е.Фаробиным, входит ассистент. А.М.Иванов. Руководителем специализации «Методы испытаний и исследований автомобилей» назначается канд. техн. наук Б.Ф.Еникеев. В группу преподавателей, ведущих курс «Основы конструкции автомобилей», входят с 1986 года А.Н.Симаков, А.Н.Солнцев и Д.Р.Бокарев (все выпускники МАДИ, активно участвующие в научной работе кафедры еще со студенческих лет).

Потребность в специалистах для народного хозяйства вызвала организацию еще одной специализации (в новой терминологии — профилизации). Организована группа профилизации «Надежность автомобиля» совместно с кафедрой «Строительная механика». Преподавание этого курса поручено доцентам Р.В.Белову, А.С.Паршину и И.Н.Порватову.

С 1977 года коллектив научных сотрудников кафедры начал разработку нового научного направления автоматизации управления автомобилем — создание систем предотвращения столкновений автомобилей. Работы финансировались институтом точной механики. Эти работы выполнялись под руководством проф. А.А.Юрчевского аспирантами И.М.Магомедовым, И.Г.Савватеевым. Позже исследования в этом направлении продолжили Б.Ф.Еникеев, А.Р.Спинов, М.А.Жакупов, В.П.Пузырев. Всем присуждена ученая степень кандидата технических наук.

С 1984 года по 1986 год в связи с переходом профессора А.Н.Островцева на работу профессором-консультантом кафедру возглавил заслуженный деятель науки и техники д-р техн. наук, профессор В.В.Осепчугов. В этот период А.А.Юрчевский защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук на тему: «Синтез систем предотвращения столкновений автомобилей». С 1986 года в связи с переходом профессора В.В.Осепчугова на должность профессора-консультанта кафедра избирает А.А.Юрчевского на должность заведующего. В 1988 году ему присвоено ученое звание профессора.

В 1997 г. А.А.Юрчевский избран академиком Российской академии проблем качества, а в 1998 г. ему присвоено почетное звание заслуженный деятель науки Российской Федерации. Членом корреспондентом Российской академии проблем качества избран и профессор кафедры «Автомобили», доктор технических наук А.М.Иванов.

С 1980 года кафедра входит в контакт с зарубежными вузами. Заключается договор об обмене специалистами с Венгерским техническим университетом (г Будапешт), с механико-электротехническим институтом (г. София. Болгария). Наибольший объем научных работ выполнен именно с кафедрой «Автомобили, тракторы, кары» этого института. А совместная работа по исследованию вибрационных характеристик шин, проводившаяся под руководством профессора А.С.Литвинова и старшего инженера Н.С.Гринберга, была удостоена медали ВДНХ. С 1988 года объем работ расширился. Начались работы по спецподвижному составу под руководством профессора Я.Е.Фаробина, а также работы по созданию радиотелеметрического измерительного комплекса для испытаний транспортных средств под руководством профессора А.А.Юрчевского от кафедры «Автомобили».

По договоренности между МАДИ и Технологическим институтом в Гаване (Куба) кафедра вела подготовку аспиранта Ф.Бенитеса по фрикционным элементам тормозных механизмов.

Диссертация на эту тему успешно защищена в 1985 году. Профессор А.К.Фрумкин руководил вьетнамским аспирантом Нгуэн Хын Кан, который продолжил работу после защиты кандидатской диссертации и в 1985 году защитил докторскую диссертацию.

За годы работы кафедры «Автомобили» профессорско-преподавательским составом опубликовано более 2000 научных работ в журналах, сборниках трудов институтов и в книжных изданиях, выпущенных издательствами «Транспорт», «Машиностроение», «Высшая школа» и др.

В настоящее время заведующим кафедрой «Автомобили» является д.т.н., профессор Андрей Михайлович Иванов.