Кафедра «Автомобили» | Школы

Школа профессора А.Н.Островцева

Школа профессора А.А.Юрчевского

Школа профессора Я.Е.Фаробина

Школа профессора A.H.Нарбута

Школа профессора А.Н.Островцева

Профессор, д-р техн. наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии ОСТРОВЦЕВ Андрей Николаевич, заведуя кафедрой "Автомобили" МАДИ с 1953 г. по 1982 г., возглавлял развернутые в содружестве с ведущими предприятиями отрасли (автозаводами и НИИ) работы по проблеме повышения эффективности и качества автомобилей. А.Н.Островцев родился 30.07.1902, умер 13.06.1988. Окончил в 1929 г. Московский механический институт им. М.В.Ломоносова. В 1930-1939 гг. работал конструктором, затем гл. конструктором автомобильного отдела НАМИ. В 1939-1941гг. А.Н.Островцев - гл. конструктор автозавода им. КИМ (ныне АЗЛК), в 1941-1942 гг. гл. конструктор завода "Искра", Москва, с 1942 г. зам. гл. конструктора автозавода им. И.В.Сталина (ныне ЗИЛ), с 1953 г. по совместительству заведует кафедрой "Автомобили" МАДИ и работает также на ЗИЛе, а с 1961 г. только зав. кафедрой, с 1982 г. профессор-консультант.

Под руководством А.Н.Островцева защищено свыше 40 кандидатских диссертаций, он был научным консультантом около 10 докторских диссертаций. Ему принадлежит свыше 50 научных трудов. Эти работы А.Н.Островцева принесли ему широкую популярность среди машиностроителей.

Обширная многолетняя (70 лет!) деятельность А.Н.Островцева принесла ему заслуженный авторитет как в автомобильной отрасли, так и в вузах, высоко оценена правительством: он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями, ему присвоено звание "Ветеран автомобильной промышленности".

Большой многолетний опыт работы А.Н.Островцева по проектированию легковых автомобилей нашел отражение во многих его статьях, учебных пособиях, монографии "Основы проектирования автомобилей", 1968 г., в которой впервые в нашей стране всесторонне проанализированы принципы проектирования, направленные на повышение качества автомобилей. Идеи, заложенные в книге "Основы проектирования автомобилей", были воплощены затем в серии книг издательства "Машиностроение" "Проектирование автомобилей". Это "Легковые автомобили" В.Ф.Родионова и Б.М.Фиттермана, 1971 г.;

"Автобусы" В.В.Осепчугова, 1971 г.; "Грузовые автомобили" М.С.Высоцкого, Ю.Ю.Беленького и др., 1979 г.

Возглавляя работы по проблеме повышения эффективности и качества автомобилей", А.Н.Островцев стремился привлечь к непосредственному участию в этих работах ведущих ученых отрасли и автозаводы. Поэтому при его активной помощи образовался комплекс научных школ и направлений. При его доброжелательной поддержке докторские диссертации защитили преподаватели кафедры А.Н.Нарбут (1974 г.) и А.А.Юрчевский (1984 г.), ныне возглавляющие свои научные школы. Ему удалось привлечь для работы на кафедре профессоров, д-ров техн. наук В.В.Осепчугова, А.С.Литвинова, А.К.Фрумкина, Я.Е.Фаробина, возглавивших свои научные школы, занимающиеся решением общей проблемы повышения эффективности и качества автомобилей.

Развитию работ по этой проблеме способствовали также публикации и дискуссионные обсуждения на кафедре новых понятий и направлений, предлагаемых А.Н.Островцевым. Например, понятия "потенциальные свойства", "критерии оценки качества" и т.д. (см. А.Н.Островцев, Е.С.Кузнецов, С.И.Румянцев. Критерии оценки и управления качеством автотранспортных средств на стадии проектирования, производства и эксплуатации. МАДИ, 1981 г.). При его активной поддержке при кафедре были созданы и активно функционировали ежегодные Всесоюзные семинары "Автоматические трансмиссии автомобилей" (с 1971 г.) и "Качение колеса" (с 1976 г.).

Результаты исследований, проводившихся совместно с автозаводами и НИИ, находили отражение в учебных пособиях и учебниках, разработанных на кафедре. В 1975 г. по инициативе А.Н.Островцева кафедра впервые в СССР приступила к созданию комплекса учебников по курсу "Автомобиль". В 1976 г. вышла часть 1 - "Основы конструкции", Н.Н.Вишняков, В.К.Вахламов, А.Н.Нарбут, А.Н.Островцев, И.С.Шлиппе (2-е изд. - в 1986 г.). В 1989 г. вышли часть 2 - "Теория эксплуатационных свойств", А.С.Литвинов, Я.Е.Фаробин и часть 3 - "Анализ конструкций, элементы расчета", В.В.Осепчугов, А.К.Фрумкин.

Таким образом, возглавляя работы по глобальной проблеме повышения эффективности и качества автомобилей, А.Н.Островцев смог привлечь ведущих ученых и способствовать их становлению как руководителей своих научных школ, развивающихся в рамках общей проблемы.

Школа профессора А.А.Юрчевского

Профессор, д-р техн. наук А.А.Юрчевский - создатель в РФ нового научного направления повышения эффективности использования автомобилей путем увеличения скоростей и безопасности движения.

Одним из направлений обеспечения безопасности движения на автомобильном транспорте является создание бортовых автономных систем автоматического управления автомобилями, построенных на базе информационных устройств, анализирующих пространственные координаты между АТС в транспортном потоке. Такие системы, по существу, являются автоматами управления, функционирующими на основе информации от системы технического зрения, аналогичного зрения транспортных роботов. В качестве датчиков в этом случае используется акустические, оптические или радиолокаторы. Информация от локаторов о дистанции между АТС или АТС с препятствием на дороге перерабатывается в бортовом компьютере и используется для управления исполнительными механизмами, изменяющими режим движения или автоматически тормозящими автомобили для предотвращения столкновений. С помощью подобных систем по расчетам удается снизить число ДТП от наездов и столкновений на 60-70 %. Одной из дополнительных задач, решаемых с помощью локаторного технического зрения, является управление ранним (перед столкновением) развертыванием средств пассивной защиты (пневмоподушками безопасности) в случае, когда столкновение по каким-либо причинам неизбежно.

Автономное управление движением автомобиля на базе локаторных средств технического зрения позволяет увеличить пропускную способность дорог в 4-5 раз, увеличить скорости движения АТС без опасности ДТП от наездов и столкновений, уменьшить динамические нагрузки в элементах тормозов АТС, т.е. повысить их надежность и долговечность, снизить износ шин в эксплуатации, и наконец, обеспечить внедрение средств пассивной защиты.

А.А.Юрчевский 1934 г. рождения окончил Московский автомобильно-дорожный институт в 1960 году. В эти годы им разработан и построен комплекс оборудования для испытания автомобиля на управляемость и устойчивость. Вождение автомобиля в период испытаний осуществлялось без человека по заданной программе от специально изготовленной для этих целей аппаратуры.

А.А.Юрчевский является одним из авторов стенда с беговыми барабанами для исследования тягово-скоростных свойств автомобилей, воспроизводящего суммарные дорожные сопротивления с помощью электронно-моделирующей системы управления.

Работая на кафедре "Автомобили", организовал введение в эксплуатацию новой учебной лаборатории по профилизации "Методы испытаний и исследований автомобилей и автопоездов". Конструировал и принимал личное участие в изготовлении единственной в настоящее время ходовой лаборатории на базе автобуса для исследования в дорожных условиях тягово-скоростных, топливно-экономических и тормозных характеристик автомобиля. Эта новая ходовая лаборатория предназначена не только для научных исследований, но и для учебного процесса по курсу "Теория автомобиля".Под руководством А.А.Юрчевского коллективом сотрудников кафедры разработан ряд стендов, датчиков и приборов для исследования автомобиля, за которые получены авторские свидетельства.

С 1973 по 1975 гг. командирован на Кубу для работы в должности советника военного технического института. А.А.Юрчевский возглавил в Institute Technico Militar группу инженеров, которые спроектировали и построили первую на Кубе ходовую лабораторию для испытания колесных и гусеничных машин. По материалам лекций, прочитанных А.А.Юрчевским на технологическом факультете гаванского университета, издана книга "Теория и расчет автомобиля". С 1975 г. приступил к разработке нового научного направления, связанного с введением в автомобиль систем автоматического управления на базе локаторного технического зрения и искусственного интеллекта. Первые экспериментальные варианты таких систем разработаны А.А.Юрчевским на базе СВЧ-локаторов для автомобилей, использовавшихся в армии. Результаты выполненной работы явились основой для создания новой научной школы по автоматизации управления автомобилем на базе навигационных систем с техническим зрением и искусственным интеллектом.

10 аспирантов, руководимых А.А.Юрчевским, защитили кандидатские диссертации по новой научной тематике. Работы продолжаются и в настоящее время, решаются новые задачи по совершенствованию конструкции системы. Данная тематика присутствует также в международных программах "Прометеус" и "Эврика".

Значительный вклад внес в организацию на кафедре учебной лаборатории по методам измерений, организацию кафедрального вычислительного центра и дисплейного класса.

В течение всего времени работы в МАДИ руководил научно-исследовательскими работами, в том числе по международному сотрудничеству.

В 1994-1995 гг. под руководством А.А.Юрчевского выполнена проблемная научно-исследовательская работа на тему "Разработка мероприятий по снижению экологической опасности транспортных средств в крупных городах".

В 1996 году выезжал для чтения лекций в университетах городов Каира и Эль Минея (Египет). За рубежом известен как специалист по разработке сенсоров для испытаний и исследований автомобилей и систем автоматического управления автомобилем. Имеет более 100 опубликованных работ, из них 3 книги (учебники), одна монография, 17 авторских свидетельств. Выезжал в различные вузы РФ и ближнего зарубежья для чтения лекций по проблемным научным вопросам.

Школа профессора Я.Е.Фаробина

Современное развитие отечественной автомобильной науки характеризуется различными теоретическими направлениями. Одним из основополагающих является теория автомобиля.

Родоначальником теории автомобиля является академик А.Е.Чудаков, который создал ряд научных школ в различных вузах, НИИ, в том числе в МАДИ кафедру "Автомобили". Однако наиболее мощной из них являлась школа Г.В.Зимелева в Военной академии бронетанковых войск, воспитавшая целую плеяду известных ученых-автомобилистов в нашей стране. В 60-70 гг. некоторые из них после демобилизации перешли работать в МАДИ, в том числе на кафедру автомобилей. К ним принадлежат профессора А.К.Фрумкин, А.С.Литвинов, Я.Е.Фаробин, Н.Н.Вишняков, доценты Л.Ф.Рудаков, А.И.Мамлеев, А.Ф.Мащенко, способствующие укреплению кафедры и повышению ее научного уровня.

Теория является высшей и самой развитой формой организации научного знания, дающей целостное представление о закономерностях и существующих связях какого-либо объекта действительности - в данном случае автомобиля. Теория автомобиля имеет два взаимосвязанных аспекта развития. Применительно к автопромышленности она определяет пути совершенствования и развития конструкций автомобилей, а применительно к эксплуатации автомобилей теория должна обеспечить оценку эксплуатационных свойств и качества автомобилей, а также пути повышения их эффективности.

Начиная с момента прихода в МАДИ в 1976 году Я.Е.Фаробин возглавил именно это второе направление. Вместе с ним в его группу постоянно входили В.А.Кравцева, А.М.Иванов и А.Н.Солнцев. Кроме этого за период 1976-1996 гг. под руководством Я.Е.Фаробина выполняли научные исследования по отдельным вопросам оценки эксплуатационных свойств и путей повышения эффективности свыше 30 аспирантов и преподавателей, большинство из них защитили кандидатские диссертации, две докторские. Таким образом возникла и развилась научная школа Я.Е.Фаробина.

Созданию первоначального научного направления послужила необходимость постановки развития новой специализации кафедры "Специализированный подвижной состав", возникшей по инициативе ректора МАДИ Л.Л.Афанасьева в 1976 году, руководство которой было поручено Я.Е.Фаробину. Как известно, специализация автотранспортных средств является одним из мероприятий повышения их эффективности, поэтому постановка этой специализации и явилась началом разработки проблемы эффективности и качества автотранспортных средств.

Результаты проведенных научных работ и исследований позволили обеспечить эту специализацию обоснованным учебным планом и всеми необходимыми учебными пособиями, написанными представителями школы.

По этой специализации, начиная с 1977 года и по настоящее время, кафедра ежегодно выпускает соответствующих специалистов. К наиболее значительным трудам, относящимся к этому направлению, помимо статей и учебных пособий, изданных в МАДИ, относятся: "Теория движения специализированного подвижного состава", издан в Воронежском университете в 1981 г., авторы Я.Е.Фаробин, В.А.Овчаров, В.А.Кравцева, "Оценка эксплуатационных свойств автопоездов для междугородных перевозок", авторы Я.Е.Фаробин, В.С.Шупляков (М.: Транспорт, 1983).

Наиболее значительным научным направлением, решенным в теоретическом отношении, явилась разработка важной практической прикладной проблемы - возможности и целесообразности использования трех- и четырехзвенных автопоездов в нашей стране.

Возникшая по инициативе снизу (на уровне автопредприятий и отдельных энтузиастов-водителей) эксплуатация трехзвенных автопоездов комплектацией из существующих автомобилей-тягачей и обычного прицепного состава путем простой сцепки звеньев не привела в должному эффекту и фактически дискредитировала себя. В то же время было известно, что в США, Канаде, Австралии и некоторых других странах успешно применяются трех- и четырехзвенные автопоезда общей массой 100 и более тонн.

По инициативе МАДИ (в лице школы Я.Е.Фаробина), поддержанного Главмосавтотрансом, при участии НАМИ, центрального автополигона, ГАИ, и особенно с помощью МАЗа, была проведена большая научно-исследовательская и проектная работа, включавшая значительную экспериментальную часть. Теоретическим достижением этой работы явилось создание теории движения трехзвенных автопоездов и на ее основе разработка необходимых мероприятий и условий, обеспечивающих рациональность применения этой идеи.

В книге "Трехзвенные автопоезда" (Я.Е.Фаробин, А.М.Якобашвили, А.М.Иванов, В.С.Олитский, Ю.А.Самойленко Под общей ред. Я.Е.Фаробина. - М.: Машиностроение, 1993. -224 с.) впервые в стране решены все необходимые вопросы для успешной реализации этой проблемы.

Последние разработки школы относятся к повышению конструктивной эффективности автомобильного транспорта в конкретных условиях эксплуатации (дорожных, транспортных, природно-климатических, экономических). Этой проблеме посвящена докторская диссертация А.М.Иванова, успешно защищенная в марте 1996 года.

С 1995 года школа занялась вопросами сертификации, которые также являются частью общей проблемы обеспечения высокого качества и эффективности автомобильного транспорта.

За 20 лет существования школы ее представителями опубликовано 117 работ (статьи, учебно-методические пособия, учебники и книги).

Руководитель школы доктор технических наук, профессор Я.Е.Фаробин в 1983 году получил третью премию Минвуза СССР за лучшую научную работу, награжден двумя серебряными медалями ВДНХ. В 1989 году постановлением Совета Министров СССР ему присуждена премия Совета Министров СССР за разработку и внедрение в строительство системы многоцелевых специализированных автотранспортных средств. Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 года присвоено почетное звание заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации". В настоящее время указанные выше направления деятельности школы развиваются под руководством д-ра техн. наук, профессора, члена-корреспондента Академии проблем качества А.М.Иванова, являющегося учеником профессора Я.Е.Фаробина.

Учитывая современные потребности автотранспортного комплекса, основное внимание уделяется развитию и совершенствованию системы сертификации продукции автотранспортного комплекса, услуг по ТО и ремонту автомобилей, перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Для решения указанных проблем при МАДИ создан Научно-исследовательский институт сертификации и стандартизации на автомобильно-дорожном комплексе (НИИССАДК), руководит которым профессор А.М.Иванов. Результатом деятельности НИИССАДК явилась, в частности, разработка системы сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а также проекта стандарта Ассоциации автомобильных инженеров "Расчетный метод оценки прочности верхней части автобусов при опрокидывании".

Проводимые научно-исследовательские работы позволили внести усовершенствование в процесс подготовки кадров для автомобильного транспорта. Так, в течение нескольких лет производится подготовка студентов по специализации "Сертификация и стандартизация на автомобильном транспорте", дальнейшей разработкой направлений школы занимаются 5 аспирантов.

Школа профессора A.H.Нарбута

Доктор технических наук, профессор Нарбут Андрей Николаевич возглавляет комплекс исследований, направленных на повышение качества автомобилей за счет улучшения рабочих процессов и выходных характеристик их агрегатов и систем, в основном трансмиссии, а также направленных на повышение экологической безопасности колесных машин.

А.Н.Нарбут родился 18.05.1930 г. Окончил МВТУ в 1954 году. С 1954 г. по 1963 г. работал на автозаводе им. Лихачева (ЗИЛ), с 1963 по 1969 гг. - во ВНИИ Стройдормаше. С 1969 г. по настоящее время - на кафедре "Автомобили" МАДИ."

Работая в отделе главного конструктора по автомобилям (ОГиА), участвовал, в частности, в разработке гидроусилителей руля легковых и грузовых автомобилей (ЗИЛ-111, ЗИЛ-130 и их модификаций), гидромеханических коробок передач (ГМП) автобусов, легковых автомобилей ЗИЛ-111, автомобилей высокой проходимости ЗИЛ-3157, ЗИЛ-135Е, ЗИЛ-Г35К и др. Был руководителем группы общей компоновки ОГК-СКБ, возглавлявшейся В.А.Крачевым, и ведущим конструктором автомобилей ЗИЛ-135Л и ЗИЛ-135ЛМ (последний как БАЗ-135ЛМ выпускался с 1953 г. и был на вооружении армий стран СЭВ и некоторых других).

А.Н.Нарбут в 1957 году поступил в заочную аспирантуру МАЛИ (научный руководитель - зав. кафедрой "Автомобили" А.Н.Островцев), и с тех пор его научная деятельность связана с МАДИ. В 1962 году без отрыва от производства защитил кандидатскую диссертацию, а в 1974 году, работая в МАДИ, - докторскую диссертацию. С 1979 года профессор, с 1995 года академик Международной академии наук Евразии (IEAS). Под его руководством подготовлен 21 кандидат технических наук, из них пятеро преподаватели кафедры "Автомобили" МАДИ: А.И.Архипов, А.А.Никитин, В.И.Осипов, Н.П.Квасновская, А.И.Симаков. А.Н.Нарбут. Имеет 220 научных публикаций, 29 авторских свидетельств.

По отдельным направлениям выполнено следующее:

  1. По оптимизации разгонов и цикличному движению автомобилей.
    Разработана обобщенная теория разгона двухмассовых систем. Выявлено влияние удельной мощности, характеристик двигателя, передаточных чисел и режимов переключения передач коробки передач, режимов САУ бесступенчатой трансмиссии и других параметров на процесс разгона и цикличное движение. Выявлены возможности повышения топливной экономичности при движении "разгон-накат" и при цикличном движении. Это направление обычно тесно сочетается со старым направлением.
  2. По трансмиссии.
    Разработана и исследована система автоматического управления (САУ сцеплением), обеспечивающая минимальную работу буксования при любой интенсивности разгона. Разработана и исследована САУ для обычной механической коробки передач, обеспечивающая экономию топлива до 15 %. Разработана обобщенная методика расчета гидротрансформаторов (ГДТ), выявлены области характеристик ГДТ различных типов. Разработана и исследована серия ГДТ с новой формой рабочей полости и плоскими лопастями, обладающих высокими параметрами характеристик, в том числе массового применения, реверсируемые, регулируемые, двухтурбинные. Разработаны новые схемы гидромеханических коробок передач (ГМП). Разработаны и исследованы устройства, обеспечивающие плавность переключения передач в ГМП. По этому направлению (и частично по первому направлению) защищено 1 докторская диссертация и 17 кандидатских диссертаций, получено 25 авторских свидетельств и патент Франции. Написаны раздел "Трансмиссия" в учебнике "Автомобиль. Основы конструкции" (изд. 1 - 1976 г., изд. 2 - 1986 г.) и 7 учебных пособий.
  3. По вибрации и внутреннему шуму.
    Разработаны методы расчета и экспериментальных исследований изгибных и крутильных колебаний в механической трансмиссии и трансмиссии с ГМП. Разработаны методы расчета вибраций и внутреннего шума в кузове легкового автомобиля. Разработаны методы расчета колебаний рамы грузового автомобиля и уровня вибраций на месте водителя. По этому направлению защищено 4 кандидатских диссертации, получено 3 авторских свидетельства. Написано учебное пособие "Вибрация в автомобиле".
  4. По улучшению экологии транспорта.
    Кроме работ по снижению вибрации и внутреннего шума автомобилей ведутся работы, направленные на расширение использования велосипедов, веломобилей, мини-автомобилей, электромобилей. По этому направлению защищена кандидатская диссертация, получено свидетельство на промышленный образец мини-автомобиля, имеется свыше 20 публикаций.

Кроме того, около 20 публикаций посвящено истории автомобиля и деятельности выдающихся отечественных конструкторов.

1