Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Факультет Дорожных и технологических машин (ФДМ) | История факультета

Факультет Дорожных и технологических машин (ФДМ) | История факультета

Основание факультета

1993

Факультет был образован в 1958 году на базе существовавшего со дня основания МАДИ механического факультета. Первым деканом факультета был избран выдающийся ученый в области производства и ремонта автомобилей и дорожных машин Лев Владимирович Дехтеринский.

На кафедрах факультета работают видные ученые и специалисты высшей квалификации.

На факультете обучались и получили высшее образование студенты из Германии, Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Египта, Китая, Индии, Иордании, Шри-Ланки, Монголии и других стран мира.

В лабораториях кафедр, оснащенных современными приборами и оборудованием, не только проводятся учебные занятия со студентами, но и ведется большая научно-исследовательская работа. Демонстрационный центр, испытательные лаборатории и современная строительная техника (в том числе зарубежная),размещенные на полигоне МАДИ, обеспечивают студентам факультета необходимые условия для прохождения практических занятий. Высокий уровень компьютеризации учебного процесса обеспечивает выпускникам факультета хорошие навыки владения современным программным обеспечением.

Первый выпуск инженеров — механиков по строительным и дорожным машинам (1947 г.)

Крайний справа — будущий декан факультета Дехтеринский Лев Владимирович. В первом ряду второй справа — заместитель декана механического факультета Александр Павлович Крившин.

Деканы факультета

Дехтеринский Лев Владимирович

1958 — 1987

Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, заведующий кафедрой ПРАДМ с 1972 по 1986 г. Создал на кафедре ПРАДМ научную школу, направленную на повышение эффективности производства и ремонта машин путем научного обоснования методов обеспечения долговечности и оптимизации сроков службы деталей и сборочных единиц.

Алексеев Игорь Владимирович

1987 — 1994 

Заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор.

Зорин Владимир Александрович

1994 — 2015

Академик Российской Академии проблем качества, доктор технических наук, профессор.

Выдающиеся личности

Зеленин Аркадий Николаевич

Заведующий кафедрой дорожных машин МАДИ с 1965 по 1975 — доктор технических наук, профессор.

Создал научную школу по теории разрушения грунтов, признанную не только в России, но и во всем мире, разработал физические основы теории разрушения грунтов различными механическими способами, создал научные основы расчета и проектирования рабочих органов для разработки мерзлых и немерзлых грунтов.

А.Н. Зелениным и его многочисленными учениками на кафедре дорожных машин МАДИ было развито научное направление по теории резания грунтов и горных пород и механике насыпных грузов.

Баловнев Владилен Иванович

Заведующий кафедрой эксплуатации дорожных машин с 1974 по 1975 г. и заведующий кафедрой дорожных машин МАДИ с 1975 по 1997 г.г. — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, академик Российской академии транспорта.

Докт. техн. наук Владилен Иванович Баловнев создал на факультете дорожных машин научную школу по моделированию рабочих процессов дорожно-строительных машин и коммунальной техники.

В.И. Баловневым и его многочисленными учениками впервые обоснованы методы и даны практические рекомендации по физическому и физико-математическому моделированию процессов взаимодействия с многофазными средами (грунт, снег, строительные материалы и т.п.) рабочих органов землеройных, строительных, дорожных и коммунальных машин.

В.И. Баловневым впервые разработана система показателей эффективности рабочих процессов машины на этапе проектирования и в условиях эксплуатации.

Зеленков Георгий Иванович

Директор МАДИ, заведующий кафедрой эксплуатации и ремонта дорожных машин (ЭРДМ) с 1956 по 1970 г. — кандидат технических наук, профессор.

Талант организатора высшей школы позволил профессору Г.И. Зеленкову сформировать творческий коллектив из преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, который стал основоположником научного направления в области эксплуатации и ремонта дорожно-строительных машин.

В первые же годы были сформированы научные направления оптимизации технологических процессов эксплуатации и ремонта дорожных машин, а также оптимизации проектирования и функционирования ремонтных предприятий.

Шахворостов Сергей Александрович

Создал систему дистанционного управления бульдозером, которая успешно использовалась при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Приходько Вячеслав Михайлович

Член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, президент Российского мониторингового комитета Международного общества по инженерной педагогике (IGIP) и первый вице-президент Российской ассоциации Инженерного образования.