Кафедра «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» | Кафедра сегодня
С 1988 г. по 2012 г. кафедрой заведовал ученик Л.Л. Афанасьева, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор Анатолий Иосифович Рябчинский. А.И. Рябчинский является экспертом Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН (г. Женева) и в течение ряда лет принимает активное участие в разработке и реализации в РФ новых нормативных предписаний по безопасности транспортных средств (Правила ЕЭК ООН № 29, 16, 94, 95 и др.)
Д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» с 1988 г. по 2012 г. – Анатолий Иосифович Рябчинский |
В составе кафедры ОБД продолжили работу по развитию специальности «Организация и безопасность движения» ветераны: М.В. Залетаев; В.А. Иларионов, Г.И. Клинковштейн, В.И. Коноплянко, Ю.А. Кременец и более молодые А Н. Романов, Е В. Осепчугов, В.Н. Сытник, В.Н. Вздыхалкин, В.У. Хренов, И.К. Коршаков, С.И. Смирнов. Продолжалось развитие лабораторно-экспериментальной базы кафедры, основной вклад в этом направлении был сделан инженерами А.Н. Заулошновым, А.Г. Когенманом, П.В.Меньшовым, А.Л. Травянко, В.А. Косыревым. В частности, были созданы ходовые лаборатории на базе легковых автомобилей ВАЗ и ГАЗ для исследования транспортного потока с автоматизированной регистрацией параметров. С помощью этих лабораторий были проведены исследования на ряде магистралей.
В 1990-е и последующие годы преподавательский состав кафедры пополнился рядом высококвалифицированных специалистов-ученых и практиков (А.А. Токарев, В.А.Астров, М.Б. Афанасьев, В.Д. Кондратьев, Т.А. Литвинова, Л.Н.Игнатов, Р.Б. Кренцель, А.П. Юров, В.В. Елизаров), а также выпускниками МАДИ (В.Г. Герасимова, О.Е.Курьянова, С.Ф. Калиновский, А.В.Кулаков, П.В. Карпов, В.Е. Верейкин, О.Ю.Монина, В.В. Карпов, Т.Э.Морозова, В.Я. Буйленко, С.Н. Сатышев, Ю.А. Короткова, А.И. Воробьев, А.А. Тур).
Было продолжено освоение новых лекционных курсов: «Основы сертификации» и «Сертификация автомобилей» - проф. А.И. Рябчинский; «Информационное обеспечение участников дорожного движения» - проф. В.И. Коноплянко; «Методические основы подготовки водителей» - проф. А.Н. Романов, ст. преп. В.Н. Вздыхалкин; «Основы теории надежности и диагностики системы ВАДС» - доц. О.В. Майборода, «Применение вычислительной техники в ОДД» - доц. В.Г. Герасимова; «Основы организации и управления БДД» - доц. В.Д. Кондратьев: «Управление техническими системами обеспечения БДД» - доц. Т.А.Литвинова; «Служба БД в АТП» - проф. Г.И. Клинковштейн и др.
Коллектив кафедры продолжает в своей работе поддерживать тесные деловые и творческие контакты с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, Управлением ГИБДД Москвы, НИЦ проблем безопасности дорожного движения МВД России, НИЦИИАМТ, Минтрансом России, НАМИ, что обеспечивает своевременное отражение в учебном процессе изменений общего состояния дорожного движения и основной нормативной базы соответствующих отраслей.
Также неизменно оказывалась консультативная помощь специалистов кафедры представителям многих иногородних вузов и практическим работникам служб безопасности дорожного движения по всем правлениям проблемы.
В 1992-1995 гг. ведущие преподаватели кафедры участвовали в работке двух важнейших государственных документов: Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Первой федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения (в развитие вышеуказанного закона). Соответственно были дополнены учебные программы лекций наиболее важными положениями из этих документов.
Д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» - Султан Владимирович Жанказиев |
В сентябре 2012 г. кафедру возглавил д-р.тех.наук, проф. Жанказиев Султан Владимирович.
С 1996 г. по 2001 г. он работал преподавателем в МАДИ на кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервиса». С 2001 г. по 2012 г. являлся заместителем заведующего кафедрой «Транспортная телематика» в МАДИ. В 1995 г. успешно защитил кандидатскую, а в 2012 г. докторскую диссертацию на тему «Научные основы и методология формирования интеллектуальных транспортных систем в автомобильно-дорожных комплексах городов и регионов».
Жанказиев С.В. участвует в научной работе Научно-технического совета (НТС) ГК «Автодор», НТС Федерального дорожного агентства (Росавтодор), НТС Минтранса, Департамента госполитики в области автомобильного и наземного городского электрического транспорта, экспертного совета Минтранса «Интеллектуальные транспортные системы», экспертного совета Минтранса «Инновационные разработки», экспертного совета Минтранса «Грузовой транспорт» (МОЭС), экспертного совета по инновационному развитию ОАО НИИАТ.
Жанказиев С.В. является:
- членом Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения; членом совета по приоритету научно-технологического развития «Связанность территории»;
- заместителем руководителя Технического комитета по стандартизации «Интеллектуальные Транспортные Системы» (ТК 57), председателем подкомитета «Управление и контроль на транспорте, управление дорожным движением» ТК 57;
- членом Технического комитета ТК 277 «Организация дорожного движения»;
- членом Технического комитета ТК 278 «Безопасность дорожного движения»;
- членом научно-методического совета по направлениям подготовки 23.03.01 и 23.04.01 «Технология транспортных процессов» (Федеральное учебно-методическое объединение в сфере высшего образования по УГСН 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта), заместитель председателя Экспертного совета по направлениям подготовки 23.03.01 и 23.04.01 «Технология транспортных процессов»;
- вице-президентом Ассоциации транспортных инженеров (АТИ), руководителем рабочей группы АТИ «Интеллектуальные транспортные системы, автономный и сетевой транспорт, автономные транспортные системы»;
- членом рабочей группы Национальной технологической инициативы «Автонет» по разработке и реализации плана мероприятий «Дорожной карты»;
- со-руководителем рабочей подгруппы Национальной технологической инициативы «Автонет» по сегменту «Совершенствование системы образования для обеспечения перспективных кадровых потребностей динамично развивающихся компаний, научных и творческих коллективов, участвующих в создании новых глобальных рынков»;
- членом Международного комитета IGIP по инженерной педагогике.
Жанказиев С.В. – постоянный участник различных международных форумов по интеллектуальным транспортным системам. Также принимает активное участие в круглых столах, посвященных проблемам повышения безопасности дорожного движения.
Начиная с 2010 года специалисты МАДИ – признанные лидеры Российской Федерации в области разработки требований к техническим и технологическим решениям ИТС. Технологический комплекс, предусматривающий реализацию полного цикла внедрения проектов ИТС (обоснование, проектирование, внедрение, эксплуатация, модернизация), включает в себя следующие функциональные сегменты:
- полнофункциональный Исследовательский центр, созданный в 2012 году, представляет собой группу научно-технических комплексов, осуществляющих научно-методическую, тестово-полигонную, научно-исследовательскую работу, что в рамках единого центра позволяет обеспечивать разработку локальных проектов (ЛП) ИТС в реальной практической деятельности контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Одним из основных направлений деятельности Исследовательского центра является обоснование доменных, функциональных и физических архитектур ЛП ИТС, ориентированных на повышение безопасности и организации дорожного движения, повышение уровня доступности, спроса и потребления информационных сервисов, предоставляемых через соответствующие подсистемы ИТС;
- в 2010 году создан тестово-полигонный комплекс, предназначенный для отработки в условиях, близких к эксплуатационным, различных технических решений и телематических технологий, составляющих элементную базу подсистем ИТС. Тестово-полигонный комплекс, являющийся проектом пилотного участка ИТС дороги и расположенный на учебном полигоне МАДИ (Московская обл., 34 км Ленинградского шоссе), в настоящее время оснащается тестовым оборудованием, необходимым для проведения стационарных тестов, имитирующих все возможные условия эксплуатации, характерные для российских регионов. Назначение тестово-полигонного комплекса заключается в:
- создании достоверного прототипа комплексной ИТС на опытном (ограниченном) участке дороги;
- отработки требований к техническим решениям и программным продуктам, разрабатываемым и применяемым в сфере ИТС;
- формировании полигонных условий для проработки технических требований к аппаратно-программным средствам для всех видов подсистем ИТС, предлагаемых на рынке различными операторами;
- формировании условий для проведения исследовательских, тестовых, калибровочных и иных работ в комплексе задач разработки стандартов в сфере ИТС;
- формировании исследовательской базы, предназначенной для проведения широкого перечня видов научных и исследовательских работ в сфере ИТС;
- формировании учебной лабораторной базы, предназначенной для подготовки студентов по профильному направлению, а также для проведения курсов повышения квалификации и профильной переподготовки специалистов;
- в 2011 году создан центр компетенций в области ИТС, выполняющий работы по адаптации проектных решений ЛП ИТС к российским условиям, в первую очередь к психофизиологическим особенностям участников дорожного движения и пользователей сервисов ИТС, что в большинстве случаев принципиально меняет архитектуры проектов, а также технико-экономические модели ЛП ИТС;
- в 2012 году создан научно-исследовательский комплекс разработки требований к техническим решениям ИТС через оценку обратной связи влияния ИТС на поведенческие особенности участников дорожного движения, то есть с учетом психотипа и функционального состояния водителя, принципов и форм его взаимодействия с внешней средой и с ресурсами управляемого транспортного средства, для решения следующего перечня задач:
- идентификация конфликтного транспортного средства в потоке по статусу поведения водителя;
- определение состояния водителя в процессе управления автомобилем;
- бортовые комплексы персонифицированного сервисного адаптивного информирования водителя.
- в 2014 году создан исследовательский комплекс моделирования дорожного движения, позволяющий оценивать эффективность работы транспортного комплекса в целом, а также проводить ТЭО ИТС и локальных мероприятий, проводимых в рамках совершенствования организации дорожного движения с помощью аппаратно-программного комплекса моделирования пешеходных и транспортных потоков.
- за счет методического, научного и элементного потенциала вышеописанных исследовательских комплексов обеспечивается возможность разработки национальных стандартов силами Технического комитета Росстандарта в сфере ИТС (ТК 57 «ИТС», Приказ Росстандарта от 22.07.2011 № 3821), существующего на адресной площадке МАДИ.
Беспилотное автотранспортное средство кафедры «Организация и безопасность движения», созданный на основе автомобиля серийного образца Ford Focus II. |
Конкурс «Зимний город». Проводить испытания беспилотного транспортного средства на дорогах общего пользования без оператора запрещено. В России для этого есть всего один подходящий сертифицированный полигон – в НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) на полигоне, в Дмитрове, трассу которого все равно пришлось сильно доработать под требования конкурса. Маршрут спроектировали в соответствии со всеми ГОСТами. Это была ювелирная работа – вписать в небольшой кусочек земли максимальное количество элементов дорожной инфраструктуры: светофоры с системой управления, имитацию железнодорожного переезда и тоннеля, круг, искусственные неровности, комплекс имитации движения пешеходов, который был разработан специально для конкурса. Предложенный участникам маршрут движения и время его прохождения сначала были смоделированы на цифровом двойнике трассы, а затем вживую опробован организаторами.
Беспилотник МАДИ выставляла кафедра «Организация и безопасность движения», которая занимается изучением поведения транспортных потоков, организации дорожного движения и внедрения в автомобили разных систем автоматизации. Основой для беспилотника стал Ford Focus второго поколения, эксперименты над которым проводятся более четырех лет и который способен ехать со скоростью до 90 км/ч. За локализацию отвечает отечественный комплекс высокоточного спутникового позиционирования, дополненный системами инерциальной навигации, использующей для получения дифференциальных поправок мобильную связь 4G.
Научная деятельность коллектива кафедры внесла существенный вклад в развитие транспортной отрасли России. Так, использование научных наработок в образовательном процессе МАДИ позволило насыть транспортную отрасль специалистами, обладающими передовыми знаниями и умениями в соответствующей области.
Научные направления исследований коллектива кафедры нашли признание на федеральном уровне. В том числе с участием МАДИ были обоснованы выделенные средства для реализации основных стратегических документов развития транспортного комплекса России:
- Федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», включенный в паспорт национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (Утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №15));
- План мероприятий («дорожная карта») национальной технологической инициативы «Автонет» (Утвержденный протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России).
На сегодняшний день научный коллектив реализует следующие проекты инновационного развития транспортного сектора:
- в 2020 году запущен автомобиль с мобильным комплексом фиксации нарушений на дорогах общего пользования - беспилотный паркон, курсирующий на центральных улицах Москвы.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что научная школа подготовки специалистов по дорожному движению, его организации и безопасности, созданная в МАДИ под руководством заслуженных деятелей науки и техники: Л.Л. Афанасьева, В.Ф. Бабкова, А.И. Рябчинского, профессоров Г.И. Клинковштейна, С.В Жанказиева не только укрепилась, но и продолжает развиваться, внося свой вклад в решение одной из сложных проблем всего мирового сообщества, в том числе и нашего государства, которое является официальным уполномоченным органом по исполнению норм и требований ЕСТР, а также по внедрению и применению цифровых тахографов на внутренних грузоперевозках.