Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) » Кафедра «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» | Специальные дисциплины

Кафедра «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» | Специальные дисциплины

Кафедра «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» осуществляет образовательный процесс по ключевым направлениям, востребованным в сфере профессиональной деятельности выпускников.

Преподавание осуществляется по следующим специальным дисциплинам:

1 курс обучения (бакалавриат):

1. История и основные направления развития организации и безопасности движения.

Данный курс включает в себя освоение студентами фундаментальных знаний в области развития автомобильного транспорта в России и мире. Основной акцент уделяется развитию сферы организации дорожного движения, история развития светофорного регулирования вплоть до внедрения современных технологий управления транспортным комплексом.

2. Основы безопасности взаимодействия участников дорожного движения.

Данный курс включает в себя освоение студентами фундаментальных знаний в области подготовки водителей, требования к учебным планам и принципы их составления, в том числе с учетом передового мирового опыта. Осваиваются порядок и принципы проведения квалификационных экзаменов для различных категорий и подкатегорий. Рассматриваются основы психофизиологического подбора водителей, а также особенности поведения водителей различных психотипов при управлении транспортным средством.

3. Общий курс транспорта.

В рамках данного курса у студентов формируются мировоззрение и знания в области перевозок, обеспечивающих комплексное представление о транспорте, системности, значении и роли транспорта в современном обществе, в экономике страны и удовлетворении потребителей в перевозках.

2 курс обучения (бакалавриат):

4.  Транспортная психология.

Главной целью учебной дисциплины «Транспортная психология» является осознание студентами места и возможностей водителей в работе высокоэффективной комплексной системы «В-А-Д-С» (Водитель-автомобиль-дорога-среда) на основе рационального использования человеческих возможностей и конструктивных особенностей автомобильной техники. Рассматриваются основные принципы построения подобный систем, принципы профессионального отбора водителей.

5. Вычислительная техника и сети в отрасли.

Цель изучения данной дисциплины состоит в ознакомлении студентов с основами построения вычислительных систем и компьютерных сетей различных типов  архитектурой, организацией и протоколами современных телекоммуникаций, возможностями и областями применения сетевых технологий; организации локальных, корпоративных и региональных (глобальных) сетей. Рассмотрены вопросы технического состава вычислительной системы,  методы и приемы объединения компьютеров в локальные вычислительные сети и передачи информации с их помощью.

6. Информационные технологии на транспорте.

Целью освоения дисциплины «Информационные технологии на транспорте» является формирование комплексного представления о роли, месте, функциях и инструментах информационных технологий в процессах информатизации общества. Курс реализуются с учетом современных тенденций в образовании, и включает в себя интегрированный подход, ориентированный на решение практических задач в терминах исходной проблемы. Приобретение навыков работы с современным программным обеспечением для проектирования и работы с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео).

7. Электроника и микропроцессорная техника в автомобиле.

Целью освоения учебной дисциплины является формирование знаний в области современных электронных устройств в системах управления дорожным движением. В процессе обучения студент овладевает базовыми знаниями в области электроники, ориентированными на умение самостоятельно мыслить в обозначенной предметной области, решать задачи, определять параметры работы электронных схем. А также  получает умения и навыки построения электронных схем на интегральных микросхемах, опыт разработки электронных систем управления на схемах жесткой и гибкой логики. . Результатом освоения дисциплины является техническая грамотность, достаточность базовых знаний для дальнейшего самостоятельного развития инженерно-технического мышления студентов.

3 курс обучения (бакалавриат):

8. Транспортное право.

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов понимания особенностей правовой системы Российской Федерации в области транспортного права России, правового регулирования пассажирских и грузовых перевозок, а также деятельности транспорта за рубежом.

9. Обследование улично-дорожной сети и параметров транспортного потока.

В рамках изучения данной дисциплины студенты осваивают основные методы обследования улично-дорожной сети и сбора параметров транспортного потока, как натурными методами, так и с использованием различного дорожного оборудования. Рассматриваются принципы лоцирования различного оборудования в рамках сбора исходных данных для управления транспортным комплексом и поддержки работы подсистем ИТС.

10. Теория транспортных потоков.

Целями освоения учебной дисциплины «Теория транспортных потоков» являются формирование у студентов четкого представления о функционировании транспортных потоков, его формализации и математическому моделированию, формирование представления о методах анализа, регулирования и управления транспортными потоками, формирование умения применять математический аппарат теории транспортных потоков для создания и модернизации интеллектуальных транспортных систем, выработка у студентов практических навыков и умений по оценке состояния (диагностике) транспортных потоков в реальных условиях УДС, оптимизации светофорного регулирования, оптимизации топологии транспортной сети, расчета матриц корреспонденции, определению надежности графа транспортной сети.

11. Методические основы обучения, стажировки и повышения квалификации водителей транспортных средств.

Основными целями освоения дисциплины являются: формирование готовности обучающегося к участию в составе коллектива исполнителей в оценке производственных и непроизводственных затрат на обеспечение безопасности транспортного процесса; формирование способности оценить функционирование подсистемы «водитель – автомобиль» по вопросу влияния квалификации водителя транспортного средства на надежность системы «водитель - автомобиль - дорожная среда», используя современные методы оценки сложности действий водителя при управлении транспортным средством.

12. Технические средства организации дорожного движения.

Целью преподавания дисциплины является формирования у студентов знаний по применению, устройству, техническим возможностям средств организации дорожного движения, а также инженерным расчетам, связанным с их внедрением.

В программе приводится классификация, область применения, а также потребное количество часов для изучения каждого вида технических средств организации дорожного движения (ОДД). С момента своего появления (начало прошлого века) технические средства обеспечивали реализацию организации движения, безопасность движения и информацию о дорожных условиях. Естественно объем дисциплины и перечень изучаемых студентами вопросов соответствует квалификации (степени) бакалавра.

Приводятся также необходимые сведения об автоматизированных системах управления дорожным движением. Дается понятие об интеллектуальных системах, содержатся инженерные расчеты, необходимые при проектировании перекрестков и «Зеленых волн».

13. Интеллектуальные транспортные системы.

В рамках дисциплины студент осваивает фундаментальные знания в области ИТС. Основной целью дисциплины «Интеллектуальные транспортные системы» является определения места ИТС в транспортном комплексе РФ, освоение знаний о концепции работы различных подсистем ИТС и ИТС в целом, а также умение владеть нормативно-правовой базой РФ в области ИТС.

14. Повышение безопасности дорожных условий

Цель предлагаемой дисциплины «Повышение безопасности дорожных условий» научить студентов понимать влияние дорожных условий на аварийность в процессе дорожного движения, уметь посредством анализа ДТП выявить причины их возникновения и по результатам анализа разработать мероприятия по снижению аварийности.

15. Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса.

В рамках данной дисциплины студент осваивает знания в области применения автоматизированных систем управления на автомобильном транспорте, основные понятия о безопасности транспортного средства и организации транспортного процесса.

16. Безопасность автотранспортных средств.

В ходе изучения данной дисциплины рассматриваются конструктивные особенности современных автомобилей, непосредственно влияющие на активную, пассивную и экологическую безопасность автотранспортных средств. Разобраны вопросы нормативного обеспечения безопасности автомобилей, приведены примеры использования современных достижений науки в их конструкциях.

17. Организация дорожного движения.

Основной целью преподавания дисциплины «Организация дорожного движения» является  формирование знаний и понятий основных характеристик и законов формирования транспортных потоков, изучение методологии получения основных показателей, характеризующих дорожное движение, умение анализировать полученные результаты, принимать технические решения, направленные на  повышение безопасности дорожного движения и работоспособности дорожно-транспортной инфраструктуры.

18. Экспертный анализ ДТП.

Целью курса «Экспертный анализ ДТП» является формирование у студентов специальных практических навыков по комплексному научно-техническому анализу обстоятельств дорожно-транспортных происшествий, достаточных для установления причин и факторов, способствовавших и сопутствовавших возникновению и развитию дорожно-транспортного происшествия.

4 курс обучения (бакалавриат):

19. Транспортные системы городов, регионов.

Целями освоения учебной дисциплины являются формирование у студентов четкого представления о транспортном планировании и комплексных транспортных схемах, а также формирование  общего представления о своевременных системах транспортного планирования и имитационном моделировании. Задачей дисциплины является выработка у студентов практических навыков и умений по транспортному планированию и моделированию транспортных потоков.

20. Экономика отрасли.

Цель дисциплины является формирование у обучающихся способности ориентироваться в проблемах экономики отрасли и применять на практике знания, умения и навыки, полученные при ее изучении. Обучающийся должен ориентироваться в основных терминах и понятиях, воспринимать и анализировать современные ситуации, возникающие на рынках национальной экономики.

21. Моделирование дорожного движения.

Целью преподавания дисциплины является выработка у студентов знаний элементов математического моделирования дорожного движения с применением средств вычислительной техники и получение представления о проведении вычислительных экспериментов с использованием имитационного моделирования, а также о математических методах обработки и анализа результатов эксперимента.

22. Логические устройства в ОДД и БДД.

Целями освоения учебной дисциплины «Логические устройства в ОДД и БДД» являются формирование у студентов четкого представления о функционировании современных средств управления дорожным движением, формирование представления о методах анализа, регулирования и управления техническими средствами, формирование умения применять знания по дисциплине для создания и модернизации интеллектуальных транспортных систем, выработка у студентов практических навыков и умений по оценке сложности и трудоемкости построения и эксплуатации средств организации дорожного движения и поддержки принятия решений.

23. Системы принятия решений в ИТС.

Развития ИТС в России и мире является одним из основных направлений решения транспортных проблем в крупных городах. С целью повышения эффективности работы подсистем ИТС, а также оперативного воздействия на транспортную ситуацию, требуется создание центров управления подсистемами и реализацию в них систем принятия решений.

Система принятия решений реализуется с целью автоматизации центров управления, оптимизации работы системы, а также оперативного выбора сценария управления системой.

Главной целью данной учебной дисциплины, является определения структуры работы центров управления ИТС, определения понятия сценарий управления, а также структуры сценария управления.

24. Управление безопасностью дорожного движения.

Основной целью преподавания дисциплины "Управление безопасностью дорожного движения" является формирование знаний и понятий основных характеристик и законов формирования транспортных потоков, изучение методологии получения основных показателей, характеризующих дорожное движение, умение анализировать полученные результаты, принимать технические решения, направленные на повышение безопасности дорожного движения и работоспособности дорожно-транспортной инфраструктуры.

25. Правовое регулирование в сфере ОДД.

В данной дисциплине рассматриваются аспекты правового регулирования безопасности дорожного движения на основе изучения нормативно-правовых документов, регулирующих организацию движения, федеральный законов, федеральных целевых программ, постановлений правительства РФ и других документов, регулирующих деятельность по безопасности и организации движения. Проводится изучение зарубежных документов в области организации и безопасности движения, рассматривается специфика организации движения в различных странах и столицах мира. На основе полученной информации проводиться сравнение зарубежной и отечественной нормативно-правовой и административной базы по организации и безопасности движения.

26. Проектирование схем организации дорожного движения.

Целями освоения учебной дисциплины является формирование у студентов представлений о целях и задачах проектирования схем ОДД в рамках общей системы управления дорожным движением. Выработка у студентов практических навыков и умений по проектированию схем ОДД для различных ситуаций с целью повышения уровня БДД а также оптимизация условий движений транспортных средств и пешеходов.

Данная дисциплина направлена на обучение специалистов по профильной специальности "Организация и безопасность движения", но так же является крайне важной для направлений, связанных с перевозками и дорожным проектированием.

27. Управление проектами ОДД.

Целью данной дисциплины является подготовка студентов к созданию ПОДД, КСОДД и иных проектов ОДД, на уровне их утверждения в соответствующих органах, умению составлять и заполнять техническую документацию, а также обладать знаниями о достаточности и правильности сбора исходных данных.

28. Разработка проектов ИТС.

Основной целью дисциплины «Разработка проектов ИТС» является подготовка студентов к созданию проектов ИТС, на уровне их утверждения в соответствующих органах, умению составлять и заполнять техническую документацию, а также обладать знаниями о достаточности и правильности сбора исходных данных.

1 курс обучения (магистратура):

1. Теория транспортных процессов и систем.

В рамках данной дисциплины рассматриваются методы планирования и организации процессов управления транспортным комплексом, процессов перевозок пассажиров и грузов.

С позиций системного подхода, дискретного представления о протекании транспортного процесса изложены положения теории грузовых автомобильных перевозок и математические модели расчета выработки автомобилей.

2. Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии.

Дисциплина «Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии» имеет своей целью предоставление студентам знаний о будущих объектах их работы, проблемах научного плана на транспорте, пути их решения на предприятий автомобильного транспорта.

Все это предполагает наличие у выпускников транспортных вузов наличие общей профессиональной базы, которая во многом формируется данной дисциплиной.

3. Интеллектуальная собственность.

Целью дисциплины является изучение вопросов охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации и формирование комплекса знаний в области правового, экономического и организационного управления интеллектуальной собственностью при осуществлении автотранспортной деятельности.

Задачами дисциплины являются формирование представления об интеллектуальной собственности, как об одном из основных ресурсов в предпринимательской деятельности автотранспортных и других предприятий и организаций автотранспортного комплекса; раскрытие организационно-управленческой сущности и выявление особенностей интеллектуальной собственности как объекта транспортно-хозяйственной деятельности и освоение современных технологий управления различными видами интеллектуальной собственности в автотранспортном процессе.

4. Современные средства имитационного моделирования транспортных комплексов.

Целями освоения учебной дисциплины «Современные средства имитационного моделирования транспортных комплексов» являются:

  • формирование у студентов представления о современных средствах имитационного моделирования транспортных комплексов;
  • выработка у студентов практических навыков и умений по постановке и решению задач в направлении повышения уровня безопасности транспортных средств на этапах их проектирования, конструирования и эксплуатации.

Во время обучения студенты будут осваивать основы работы в программном продукте имитационного моделирования PTV Vissim, изучать принципы динамического перераспределения транспортных потоков, принципы имитации движения пешеходов при помощи использования моделей Видемана и Гельбинга, изучать наиболее значимые виды анализа транспортной модели.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студента представления об использовании перспективные программ и технологий при разработке технологических процессов функционирования объектов профессиональной деятельности, исходя из необходимости обеспечения рациональных режимов работы транспортных предприятий и транспортных средств.

5. Современные методы экспертного исследования ДТП.

Целью и задачей преподавания данной дисциплины является формирование профессиональных знаний в области экспертизы, судебной автотехническая экспертизы, компетенций, правах и обязанностей судебного эксперта, компетенция, права и обязанности служебного эксперта.

Формирование понятия равномерное движение, торможение двигателем и движение накатом, торможение при постоянном коэффициенте сцепления, торможение при переменном коэффициенте сцепления, статистическая оценка тормозной динамичности автомобиля, безопасные скорости автомобиля и пешехода, классификация наездов на пешехода, общая методика экспертного исследования.

6. Биллинговые системы в ИТС.

Затрагиваются вопросы создания, развертывания и эксплуатации биллинговых систем, отвечающих за предоставление платных сервисов ИТС и платных магистралей.  Рассмотрены схемы данных, процедуры процессинга, аппаратные средства взимания платы и серверное оборудование, каналы связи и технологии защиты персональных данных. Рассматриваются постоплатные и предоплатыне системы биллинга, интерконнект, а также конвергентные системы биллинга.

Определено понятие жизненного цикла абонента биллинговой системы. Получаемые знания позволяют успешно эксплуатировать системы взимания платы, а также понимать варианты взамодействия с сопряженными системами, такими как CRM, ERP, хранилищами данных.

2 курс обучения (магистратура):

7. Требования к разработке документов для проектов ИТС (АСУДД).

Целями освоения учебной дисциплины «Требования к разработке документов для проектов ИТС (АСУДД)» являются:

  • формирование у студентов четкого представления об основных документах, формируемых при разработке проектов Интеллектуальных транспортных систем, и порядке их разработки;
  • формирование представления о содержании и составе основных документов локального проекта ИТС;
  • выработка у студентов практических навыков и умений по разработке основных документов локального проекта ИТС.

8. Интеллектуальные транспортные системы. Кооперативные системы.

Целями освоения учебной дисциплины «Интеллектуальные транспортные системы. Кооперативные системы» являются:

  • формирование у студентов представления о системах, обеспечивающих межбортовое взаимодействие транспортных средств и взаимодействие автомобиль – инфраструктура;
  • выработка у студентов практических навыков и умений по постановке и решению задач в направлении повышения уровня безопасности транспортных средств на этапах их проектирования, конструирования и эксплуатации.

9. Комплексные подходы к разработке проектов ИТС (АСУДД).

Целями освоения учебной дисциплины «Комплексные подходы к разработке проектов ИТС (АСУДД)» являются:

  • формирование у студентов четкого представления об основных этапах разработки проектов интеллектуальных транспортных систем;
  • формирование представления об идеалистических и уточненных моделях ИТС;
  • формирование у студентов четкого представления о типах архитектур ИТС;
  • выработка у студентов практических навыков и умений по определению индикаторов эффективности проектов ИТС, по применению системного анализа в рамках разработки проектов ИТС.

10. Современные требования к конструктивной и эксплуатационной безопасности автомобиля.

Дисциплина "Современные требования конструктивной и эксплуатационной безопасности автомобилей" имеет целью изучение аспектов по комплексу современных требований к конструктивным и эксплуатационным параметрам автомобиля, обеспечивающих его активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность.

В результате изучения дисциплины должны быть усвоены требования к элементам, обеспечивающим безопасность, основные направления обеспечения безопасности транспортных средств, расчетные и расчетно-экспериментальные методы определения основных показателей безопасности конструкций в условиях эксплуатации транспортных средств. Методы оценки безопасности транспортных средств.