Кафедра «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» | История кафедры
1965 г. ректор МАДИ Леонид Леонидович Афанасьев организовал новую кафедру на факультете автомобильного транспорта - «Автомобильные перевозки и безопасность движения» - с целью подготовки в высшей школе специалистов новых профилей.
Будучи не только крупным отечественным ученым в области эксплуатации автомобильного транспорта, но и федерации автомобильного спорта, в течение ряда лет активным деятелем международных общественных автомобильных организаций, в том числе Международной Леонид Леонидович вынашивал идею расширения автодорожного образования, опираясь на собственные исследования и исследования своих коллег в МАДИ, а также на широкую информацию, полученную при личном участии в международных конгрессах, конференциях, семинарах, посещении многих зарубежных учебных заведений, крупнейших автомобильных выставок и автоспортивных соревнований высших категорий.
Д.т.н., профессор, ректор МАДИ, – Леонид Леонидович Афанасьев |
В состав новой кафедры были включены соратники и ученики Л.Л.Афанасьева, имевшие не только педагогический опыт, но и опыт работы на предприятиях и в научных институтах отрасли, - это А.Б. Дьяков, М.Б. Залетаев, В.Н. Иванов, Н.А. Игнатов, В.А. Иларионов, Г.И. Клинковштейн, В.И. Коноплянко, Я.А. Ливьянт, Н.Б. Островский. Преподавательский коллектив работал в трех секциях: «Автомобильные перевозки», «Безопасность движения», «Техника автомобильного спорта».
Начиная с 1969 г. для направления «Безопасность движения» серьезной практической проверкой явилась организация силами секции кафедры и факультета повышения квалификации, периодических двухмесячных курсов повышения квалификации инженерных работников Госавтоинспекции. Ежегодно проходили обучение около 150 человек из различных регионов страны. Это была школа не только для обучающихся, но и для преподавателей кафедры.
В 1972 г., по представлению ГАИ МВД СССР, Советом Министров СССР было принято Постановление № 539 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», которым, в частности, определялась необходимость введения в рамках всей страны подготовки инженеров по организации и безопасности дорожного движения. Головным институтом был определен МАДИ, как уже имевший опыт в этом направлении, где уже с 1974 г. была начата подготовка инженеров по новой специальности. Под руководством Л.Л. Афанасьева преподавателями секции «Безопасность движения» были разработаны необходимые методические материалы (квалификационная характеристика специальности, учебный план, программы профилирующих дисциплин, лабораторный практикум, тематика дипломного проектирования и т.д.).
При разработке квалификационной характеристики по специальности «Организация дорожного движения» на основе конкретной потребности в специалистах нового профиля были определены следующие возможные места их работы - это госавтоинспекция (инженерные должности по организации движения и контролю дорожных условий, по приему экзаменов у кандидатов в водители, пропаганде безопасности движения, учету и анализу дорожно- транспортных происшествий), автотранспортные предприятия и учреждения (инженер по безопасности движения), проектные и исследовательские институты (проектировщик, исследователь), учреждения автотехнической экспертизы (эксперты).
К.т.н., доцент кафедры «Организация и безопасность движения» - Александр Николаевич Романов |
Были созданы первые учебники и учебные пособия для новой специальности: «Конструктивная безопасность автомобиля» (Л.Л. Афанасьев, А.Б. Дьяков, В.А. Иларионов), «Организация дорожного движения» (Г.И. Клинковштейн), «Технические средства организации дорожного движения» (Ю.А. Кременец), «Экспертиза дорожно-транспортных происшествий» (В.А. Иларионов), «Надежность водителя и безопасность движения» (В.М. Мишурин, А.Н. Романов).
НИР и подготовку аспирантов новая кафедра осуществляла в тесном сотрудничестве с ведущими специалистами Госавтоинспекции и автотранспортных организаций. Основные результаты НИР сотрудников и аспирантов кафедры, кроме отечественных и зарубежных изданий, опубликованы в выпусках трудов МАДИ «Организация перевозок и безопасность движения», вышедших в 1973 г., 1977 г. и 1981 г., содержащих 87 оригинальных публикаций, а также в других сборниках трудов МАДИ последующих лет.
Начало июля 1978 г. отмечено в МАДИ знаменательным событием - состоялся первый в стране выпуск 48 дипломированных специалистов по организации и безопасности дорожного движения, лучшие из которых были направлены на работу в систему Государственной автомобильной инспекции, где успешно проявили себя, работая на ответственных должностях.
Деятельность по подготовке специалистов в области безопасности дорожного движения была поддержана МВД СССР, Минтрансом, Госкомнауки, а также рабочей группой по безопасности дорожного движения СЭВ. По решению последней были проведены 3 специальных международных семинара для преподавателей высшей школы в этой области: 1-й семинар - в 1981 г. на базе кафедры МАДИ, возглавляемой Л.Л. Афанасьевым, 2-й - в 1983 г. в Дрездене на базе высшей школы транспорта и связи ГДР и 3-й – в 1985 г. в Варне на базе высшей школы архитектуры и строительства Болгарии. Кроме отечественных профессоров и специалистов высшей школы, в семинарах принимали участие работники высшей школы Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Кубы, Польши. На семинарах обсуждались учебные планы и лабораторные практикумы по профилирующим дисциплинам, тематика производственных практик, дипломного проектирования, а также номенклатура необходимого лабораторного оборудования.
К.т.н., профессор кафедры «Организация и безопасность движения» Г.И. Клинковштейн |
Одним из наиболее заметных официальных результатов стали принятые на 3-м семинаре «Основные положения по подготовке и повышению квалификации специалистов по организации и безопасности движения», разработчиками которых были ведущие сотрудники кафедры, руководимой Л.Л. Афанасьевым. Документ был одобрен на 10-м заседании рабочей группы по безопасности дорожного движения СЭВ.
В 1982 г. коллектив МАДИ понес тяжелую утрату - после тяжелой болезни безвременно на 70-м году жизни скончался Л.Л. Афанасьев. С целью сохранения и дальнейшего развития его начинаний было принято решение разделить кафедру «Автомобильные перевозки и безопасность движения» на 2 самостоятельные кафедры: «Автомобильные перевозки» и «Организация и безопасность движения». Первым заведующим кафедрой «Организация и безопасность движения» был утвержден профессор Георгий Ильич Клинковштейн (первый аспирант, подготовленный Л.Л. Афанасьевым, и автор первого учебника под этим названием "Организация дорожного движения").